09:31, 8 февраля 2019 года

В чем суть «мусорной реформы» и как она проходит на Ставрополье

Как известно, она должна снизить нагрузку на окружающую среду и привести к появлению нового рынка работы с отходами, ключевыми игроками которого будут региональные операторы. Однако население встречает новации с явным скепсисом и раздражением, что в первую очередь носит экономическую подоплеку. По понятным причинам недовольство вызывает увеличение расценок на вывоз мусора. А многим жителям сельской местности и вовсе придется смириться с новыми расходами и категорическим запретом распоряжаться мусором самостоятельно.

Ставрополью эти проблемы и настроения хорошо знакомы: в качестве пилотного региона край начал внедрение новаций годом ранее - с января 2018-го. О том, насколько был оправдан эксперимент и получилось ли в итоге выстроить работу с населением, мы беседуем с министром ЖКХ Ставропольского края Р. МАРЧЕНКО.

- Роман Алексеевич, давайте начнем разговор с вопроса о том, что принципиально изменилось для жителей края в сфере обращения с отходами. По-прежнему далеко не все в курсе, в чем суть нововведений.

- В России только на долю населения ежегодно приходится около 70 миллионов тонн отходов производства и потребления. Цифры постоянно растут, и Ставропольский край не исключение. Так, по данным статистики, в 2015 году в крае образовано около 900 тысяч тонн отходов, в 2017 году - уже без малого 1,4 млн тонн... Многие регионы столкнулись с тем, что девать это «добро» больше некуда, ведь никто не хочет жить рядом с огромной и постоянно растущей свалкой.

Печально, но значительное количество твердых коммунальных отходов долгое время размещалось на несанкционированных свалках. Иначе как «миной замедленного действия» такое положение дел назвать трудно. Ведь еще несколько десятков лет назад на свалки вывозились в основном пищевые и биологические отходы, а сейчас к ним добавились и полимерная упаковка, и различные электроприборы, и прочие токсичные отходы, захоронение которых на не оборудованных должным образом свалках просто недопустимо.

Масштабная перестройка этой сферы должна дать комплексный эффект, в том числе привести к ликвидации всех несанкционированных свалок, сокращению объема неперерабатываемых отходов и развитию инфраструктуры по переработке. Ключевым звеном стартовавшей реформы стали региональные операторы по обращению с отходами. Таковых на Ставрополье четыре - у каждого своя зона ответственности, выделенная согласно соответствующей территориальной схеме.

- Региональные операторы действительно отличаются от привычных нам мусоровывозящих компаний?

- Да, это структура нового формата, на которую возлагается функция координатора всего цикла «жизни» отходов, начиная транспортировкой и заканчивая утилизацией, обезвреживанием и захоронением. Все это должно делаться легальным способом и в специально отведенных местах.

Вспомните, раньше вывозом мусора занимались одни компании, полигонами - совершенно другие. При этом мусоровоз до полигона мог так и не доехать, а сбросить все в ближайший овраг, чтобы не платить за захоронение отходов. Отследить все это было достаточно сложно.

Действующие региональные операторы были выбраны на конкурсной основе. Так, в первой зоне территориальной схемы, куда входят Ставрополь, Апанасенковский, Грачевский, Красногвардейский, Труновский, Туркменский, Шпаковский районы, Новоалександровский, Петровский, Изобильненский, Ипатовский городские округа, с 1 января 2018 года работает регоператор ООО «Эко-Сити».

В третьей и четвертой зонах регоператоры начали работать с 1 июля 2018 года. Это ООО «Экострой» в Александровском, Новоселицком районах и Благодарненском горокруге и ООО «Комбинат благоустройства» в Арзгирском, Буденновском, Левокумском районах и Нефтекумском городском округе.

Во второй зоне региональный оператор ООО «ЖКХ» начал работать с 1 января 2019 года. Это самая крупная зона территориальной схемы, включающая города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Пятигорск и Невинномысск, Георгиевский, Советский, Кировский и Минераловодский городские округа, Андроповский, Кочубеевский, Курский, Предгорный, Степновский районы. Здесь в общей сложности проживает около двух миллионов человек. А Кавминводы еще и принимают значительное число туристов.

- Региональные операторы получили огромные полномочия, ведь, по сути, они замыкают на себе всю «мусорную» отрасль в регионе. Контролируется ли их деятельность?

- Конечно. Основной контроль за выполнением этими организациями своих обязанностей возложен на министерство ЖКХ края. Серьезные нарушения грозят обернуться крупными штрафами или даже лишением статуса регоператора.

При этом региональная тарифная комиссия устанавливает предельные тарифы на услуги регоператоров. А краевое управление по строительному и жилищному надзору контролирует непосредственно качество предоставляемой потребителям услуги по обращению с отходами. В свою очередь, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по СК и краевое министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды мониторят появление несанкционированных свалок.

- Жалуются ли в министерство жители края на работу регоператоров?

- Прошлый год показал: как только региональный оператор приступает к работе, люди сразу задают нам вопрос: обязательно ли заключать с ним договор и оплачивать услугу по обращению с ТКО? Потому в очередной раз повторю, что отказаться от услуг регионального оператора нельзя. Обязанность физических и юридических лиц заключить с ним договор закреплена в Жилищном кодексе РФ.

В среднем каждый ставрополец выбрасывает от 1,5 до 2,8 кубометра мусора. Этот показатель рассчитан исходя из значения региональных нормативов накопления твердых коммунальных отходов. На их определение ушел целый год: физические замеры производились с учетом времени года и уклада жизни ставропольцев в разных территориях.

Много обращений поступает также по поводу графиков вывоза мусора. Это предсказуемо, так как у региональных операторов пока не всегда получается выдерживать их, но уверяю, они работают над выравниванием ситуации. В период донастройки системы обращения с отходами мы держим этот вопрос на особом контроле. Тем более что отследить реальную работу мусоровозов нетрудно: все машины подключены к системе ГЛОНАСС.

- Чисто обывательский вопрос. Как правильно избавиться от вышедших из употребления предметов домашнего обихода, которые не поместишь в обычный мусорный контейнер? Непонятно, где складировать и нужно ли дополнительно оплачивать вывоз, например, старого дивана или холодильника.

- Ненужная мебель и бытовая техника, велосипеды и аналогичные крупные предметы размерами больше полуметра в высоту, ширину или длину - это крупногабаритные отходы. Они относятся к категории ТКО и, таким образом, напрямую подпадают под ответственность региональных операторов. Закон предписывает складировать крупногабаритные отходы в бункерах-накопителях или на спецплощадках, откуда их забирает регоператор по мере накопления.

Пока такие площадки оборудованы не везде, поэтому вывоз осуществляется по заявке жителей. Дополнительная плата за услугу не взимается.

- И, конечно, особый интерес вызывает стоимость услуг регионального оператора. Можете пояснить, из чего она складывается?

- На основании действующих в крае нормативов накопления отходов и утвержденных региональной тарифной комиссией предельных тарифов регоператоры установили размер платы для населения, который колеблется от 65 рублей до 150 рублей с человека в месяц. Хочу подчеркнуть, что операторы откликнулись на рекомендации органов исполнительной власти края и для расчетов с населением применяют тариф ниже предельного. Максимальные расценки использует только ООО «Комбинат благоустройства», что объясняется его работой на территориях, удаленных от густонаселенных и наиболее рентабельных районов и городов.

- Вы упомянули о местах накопления отходов. Кто должен их обустраивать?

- В соответствии с законодательством это стало заботой органов местного самоуправления. За исключением нескольких случаев, когда, например, участок под контейнерами относится к придомовой территории многоквартирного дома.

Однако в любом случае создание контейнерной площадки должно быть согласовано с муниципалитетом. Ведь с этого года сведения обо всех таких площадках, их технических характеристиках, собственниках и источниках накопления отходов местные администрации будут фиксировать в специальном реестре.

Требования к местам накопления отходов предусмотрены санитарными правилами содержания территорий населенных пунктов. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортплощадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но вместе с тем их не может быть больше пяти. Если в силу сложившейся застройки возможности соблюсти эти требования нет, место расположения контейнеров определяется комиссионно с участием представителей местной администрации

- На ваш взгляд, было ли вообще оправданным участие края в «мусорной реформе» в качестве «пилота»?

- Хочу отметить, что в начале года министр природных ресурсов РФ Дмитрий Кобылкин назвал край в числе лидеров по реализации «мусорной реформы». К предельному сроку ее внедрения край подошел с большим опытом решения проблем, с практикой установления и корректировки предельных единых тарифов. Кроме того по мере необходимости вносились актуальные изменения в нормативные правовые акты края, регламентирующие деятельность региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Удалось устранить не менее 100 крупных несанкционированных свалок, а также получить субсидии из федерального бюджета в размере 105 млн рублей на приобретение оборудования для сортировки отходов. Оно уже получено и в ближайшее время будет установлено на двух полигонах, где отходы размещались без сортировки.

- Роман Алексеевич, что можно назвать в числе ключевых задач на перспективу?

- Не прекращается разъяснительная работа с населением. Мы рассказываем о «мусорной реформе» с 2017 года, и тем не менее отношение к ней разное. Многие до сих пор не могут понять, зачем увозить мусор из их поселений за сотни километров на полигоны, если рядом есть привычная свалка, на которую всегда бесплатно вывозился мусор.

Однако положительная динамика уже достигнута. Раньше лишь немногим более половины ставропольцев оплачивали услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. За год работы первый региональный оператор ООО «Эко-Сити» заключил договоры с 80% населения в своей зоне ответственности. У ООО «Эко-Строй» и ООО «Комбинат благоустройства», которые работают с 1 июля 2018 года, процент заключенных договоров с населением составляет 55 и 40% соответственно.

Глобально, напомню, «мусорная реформа» нацелена на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Во-первых, за счет ликвидации несанкционированных свалок, которых в Ставропольском крае больше 300. Во-вторых, за счет прекращения захоронения на полигонах опасного долгоразлагающегося мусора. В свете этого регоператорам, безусловно, нужно наращивать долю перерабатываемых отходов.

С началом реформы мы уже наблюдаем нужную динамику. К примеру, в среднем за 2017 год в крае сортировалось около 32% твердых коммунальных отходов, а в 2018 году «Эко-Сити» увеличил это значение до 60% в своей зоне ответственности. Такого результата мы хотим достичь и в остальных зонах края.

Есть первые шаги и по внедрению раздельного сбора отходов. Однако здесь события торопить опасно. Нужно понимать, что на начальном этапе работы региональных операторов важно просто организовать своевременный вывоз отходов от населения. А когда система окрепнет и будет создана необходимая инфраструктура в виде тех же площадок для накопления ТКО, в крупных городах уже можно будет запускать полноценные проекты по раздельному накоплению отходов.

* * *

Начальник управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору Валерий Савченко:

«В управление регулярно поступают обращения от граждан, утверждающих, что им незаконно начисляется плата за вывоз отходов. Заявители объясняют свои претензии тем, что они либо не заключали договор с региональным оператором, либо вообще не производят мусор.

Однако обязанность заключения договора предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. А в соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в число которых входит и обращение с ТКО. Уточню, что взаимоотношения с региональным оператором регламентируются договором - публичным или письменным. А плата за услугу начинает начисляться с момента начала работы регоператоров.

Что касается отсутствия мусора, то чаще всего под этим подразумевается закапывание отходов во дворе, сжигание, сброс в лесополосы или в чужие контейнеры. Все эти действия противоречат законодательству, а также вредят экологии. Напомню, что утилизация твердых коммунальных отходов на территории домовладения запрещена статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Но вместе с тем собственник жилья должен получать качественную услугу. И если регоператор не соблюдает условия заключенного письменного или типового договора, нужно обратиться в управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору для проведения проверки. Подать обращение можно лично или посредством почтового отправления (355008, Ставрополь, ул. Войтика, 10/1). Также работает телефон доверия (8652) 28-30-88».

* * *

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Андрей Хлопянов:

«Министерство активно способствует реализации реформы, в частности, путем проведения контрольно-надзорных мероприятий. И уже имеются положительные результаты. Так, за 2018 год государственными экологическими инспекторами выявлено 70 мест несанкционированного размещения отходов на площади более 29,68 га, основная часть расположена на землях населенных пунктов. В связи с этим возбуждено 38 административных дел, вынесено 36 постановлений, выдано 57 предписаний об устранении нарушений, из них исполнено 35. В итоге ликвидировано уже 40 мест несанкционированного размещения отходов на площади 4,77 га.

Надо отметить, что в эту работу наряду со специалистами-экологами и учеными активно вовлечены общественники, что позволяет рассчитывать на успешное преодоление всех возникающих трудностей. Мы призываем всех жителей края не оставаться равнодушными и содействовать тому, чтобы Ставрополье становилось все чище. Экологическая культура - это элемент достоинства и престижа современного цивилизованного человека».

Юлия ПЛАТОНОВА
«Мину замедленного действия нужно обезвредить»
Газета «Ставропольская правда»
8 февраля 2019 года