Хочу прежде всего пожелать всем своим читателям крепкого здоровья. Ну а если вдруг случится какой-нибудь недуг или вирусы незаметно подкрадутся, тогда только и остается пожелать вам оказаться в хорошей поликлинике. И не в простой, а в «бережливой».

Сотрудники нашей редакции в ходе недавнего медосмотра, оказавшись в городской поликлинике № 1 краевого центра, смогли воочию убедиться в преимуществах этой новой модели медицинской организации. Первое, что здесь бросается в глаза, – это отсутствие очередей в регистратуру и кабинеты врачей. Плюс к этому просторные и светлые коридоры, удобные кресла для ожидающих приема пациентов, исчерпывающая информация о диспозиции «узких» и «широких» медицинских специалистов, удобная логистика, приветливые врачи и медицинские сестры... В общем, если сравнивать с толчеей, неразберихой и почти вечным отсутствием талончиков на прием в некоторых других поликлиниках, где, наверное, каждому из нас приходилось бывать, остается сделать вывод, что это медицинское учреждение очень выгодно от них отличается.

Именно эта поликлиника одной из первых в крае реализовала пилотный проект «Бережливая поликлиника». Само это название означает прежде всего бережливое отношение к пациентам, в частности, к их здоровью, времени и нервам, которые раньше безвозвратно тратились в очередях у врачебных кабинетов. Вообще, понятия «поликлиника» и «комфорт» долгие годы считались у нас несовместимыми. Оказывается, может быть и по-другому. Именно об этом рассказывает главный врач поликлиники № 1 Валерия Бруснёва:

– Этот федеральный проект направлен на то, чтобы сделать первичную медицинскую помощь максимально доступной для пациентов. Внедряя его у себя, мы исходили из главного принципа: эффективно использованным считать только то время, которое у пациента уходит на запись в регистратуре, медицинское обследование в диагностических подразделениях и прием у врача. Все остальное – очереди у регистратуры и у процедурных кабинетов, хождения от одного врача к другому – неэффективные потери. Поэтому первым делом провели анкетирование пациентов и медиков. Подключили к работе волонтеров из числа студентов Ставропольского государственного медицинского университета. Они буквально с секундомером измеряли эти неэффективные потери, сопровождая по поликлинике наших пациентов. После этого появилась полная картина слабых мест и главных проблем, была создана рабочая группа по внедрению проекта «Бережливая поликлиника».

Эта медицинская организация оказывает первичную медико-санитарную помощь 95526 жителям краевого центра, примерно пятой части населения города. Нагрузка, конечно, серьезная. Поэтому раньше каждый пациент по 20-30 минут стоял в очереди в регистратуру, дальше – в очереди у кабинетов врачей. Для того чтобы пройти полную диспансеризацию, требовалась примерно неделя. А кто считал потраченные нервы и опасности подцепить вирусы от тех, кто пришел на прием, чихая и кашляя? В общем, рабочей группе было над чем работать. Но теперь уже есть конкретные результаты этой работы.

Начнем с регистратуры, где нет традиционных «окошек», зато есть просторный холл с удобными креслами. По своему внешнему виду регистратура напоминает теперь МФЦ. Регистраторы, которые сидят за компьютерными мониторами, больше не отвлекаются на телефонные звонки. Нет у них необходимости рыться на многоярусных стеллажах в поисках медицинских карт пациентов. Эти функции переданы теперь сотрудникам картохранилища и call-центра, в котором установлена IP-телефония. Там и принимают примерно по 700 звонков в день. В регистратуре появились администраторы, которых раньше в поликлиниках вообще не было. Они отвечают на вопросы посетителей, помогают им сориентироваться и найти кратчайший путь к нужному врачу. В итоге всех этих новаций ожидание обслуживания в регистратуре сократилось в 10 раз. У пациентов появились еще и альтернативные способы записи к врачу: через установленный в регистратуре терминал-инфомат, по телефону call-центра или через информационный портал zdrav26.ru. Причем в удобное для каждого время. К тому же все, кто пришел в поликлинику по предварительной записи, двигаются теперь прямиком к врачу, минуя регистратуру. Удобно? Да! По-настоящему бережливое отношение к здоровью и нервам больных? Безусловно!

Еще одна новация – это разделение потоков посетителей. Беременные женщины следуют непосредственно в тот отсек медучреждения, который работает именно для них. Здесь можно найти всех нужных врачей и анализы сдать. Больные с кашлем и насморком идут непосредственно в кабинет доврачебного приема, не смешиваясь со здоровыми пациентами. Для проходящих медосмотры и диспансеризацию тоже создан специальный блок – отделение медицинской профилактики, где есть кабинеты электрокардиографии, забора крови на анализ, смотровой кабинет для женщин и постоянно работают терапевты, проводящие первичный осмотр. В итоге время на прохождение комплексных медосмотров сократилось с нескольких дней до одного-двух часов.

– И сколько же новых специалистов вы приняли на работу, внедряя технологию «бережливой поликлиники»? – интересуюсь у главного врача.

– Никаких дополнительных ставок, никакого увеличения штатной численности это не потребовало. Просто действующие сотрудники освоили новые методы работы, – объяснила Валерия Владимировна.

Но, конечно, главная новация этой технологии – электронный документооборот. В картохранилище поликлиники, где расположен и call-центр, старинные стеллажи с карточками пациентов соседствуют теперь с современными компьютерами. А еще я невольно обратил внимание на стеллаж с корзинками – вполне пригодными для сбора грибов и потому несколько непривычными для медицинского учреждения. На каждой корзине обозначена фамилия врача. В такие емкости теперь складываются медицинские карты записавшихся на прием. В нужное время медрегистраторы разносят их по кабинетам. На руки больным медицинские карты теперь не выдаются. И вообще, объем бумажной работы – ведение журналов и заполнение карт – снизился до минимума. У каждого пациента есть электронная карта, в бумажную ее версию идет только дублирование новой информации.

Компьютеризирована и работа лаборатории. Все результаты анализов теперь отражаются в электронных картах пациентов. Для того чтобы узнать эти результаты, в лабораторию возвращаться не нужно. Достаточно обратиться к своему лечащему врачу или к участковому терапевту. Сотрудники лаборатории перешли на новые компьютерные программы, которые позволили снизить затраты времени на прием и регистрацию анализов и исключить ведение бумажных журналов. Современные технологии позволили также исключить дублирование и ошибки в направлениях. Полностью исключается возможность потери результатов обследований.

И кажется, что уже можно делать однозначный вывод о том, что этот пилотный проект оказался вполне удачным. Во всяком случае, опыт городской клинической поликлиники №1 города Ставрополя вполне можно применять в других аналогичных медучреждениях нашего региона. Однако главный врач В. Бруснёва рассказала и о том, что технология «бережливой поликлиники» здесь еще будет совершенствоваться. У членов созданной рабочей группы есть идеи по поводу того, как сделать медицинскую помощь еще более доступной и комфортной для пациентов.