08:21, 15 января 2019 года

IV Слядневские чтения провели в посёлке Дёмино

Ранее чтения проходили в двух школах села Надежда, потом в Михайловске, теперь вот в Демино. Надо заметить, каждый год их организаторы стараются внести элементы новизны, неповторимости. Учредители - управление образования администрации Шпаковского муниципального района и Литературный фонд имени В. И. Слядневой - делают все, чтобы это просветительное мероприятие было интересным.

В Демино собрались более 180 ребят с сопровождавшими их учителями. Директор школы, замечательный организатор школьного образования Надежда Васильевна Савченко встретила всех очень душевно. Помимо намеченной программы мероприятия было много интересного общения, отмечает исполнительный директор фонда Владимир Лычагин:

- Выяснилось любопытное наблюдение, некий педагогический перекос: общество, школа много занимаются, например, военно-патриотическим воспитанием (что само по себе очень важно), много внимания уделяют спортивной подготовке детей (тоже очень нужно, чтобы дети были здоровы), многие «заточены» и на математические науки… Но как-то из всех этих «важностей» выпала словесность. Слядневские школьные чтения - редкое явление в этом ряду. Едва ли не единственное в нашем крае, ориентированное на литературу. Между тем через творчество конкретного поэта Валентины Слядневой, через ее наследие обнаруживается выход и к географии (у нее обширная география поэтическая), и к истории (поэт очень часто касается исторических тем, от Александра Невского до полета Гагарина). И даже у учителей рисования в поэзии огромное поле деятельности: на сюжеты стихов дети каждый раз готовят совершенно замечательные подборки рисунков и поделок. Ну и наконец, чтения напрямую обращены к учителям литературы: при их непосредственном кураторстве дети имеют возможность изучить поэзию, осмыслить ее грани и потом изложить собственные литературные наблюдения и фантазии. Будь то рефераты, буктрейлеры или первые поэтические опыты в рифмах… Разумеется, звучало на чтениях много стихов целого ряда ставропольских поэтов и, конечно, самой Валентины Ивановны.

Таким образом, за последние четыре года на благодатной почве Шпаковского района прочно прижилась эта прекрасная духовная традиция, активно поддерживаемая администрацией района, управлением образования, всеми учителями-словесниками. Все они по достоинству оценили постоянное содействие некоммерческого Литературного фонда имени В.И. Слядневой, взявшего на себя все организационно-финансовое обеспечение мероприятия. Жюри и на сей раз подобралось высокопрофессиональное, в его составе известные деятели культуры края, такие как заслуженные артисты России Владимир Аллахвердов и Александр Жуков, известный ставропольский художник-педагог Дмитрий Гущин, директор краевой молодежной библиотеки Людмила Игнатова и другие. Все участники были разделены на старшие и младшие группы. Причем в этот раз было много десяти-, одиннадцатиклассников, а ведь это ребята, уже подошедшие к моменту определенного жизненного выбора.

Конечно, наибольшее число ребят собрал конкурс чтецов. Это понятно: проще выучить какое-то стихотворение и показать его на сцене. По сути, едва ли не самая доступная форма освоения поэзии… Репертуар чтецов на школьных чтениях обычно складывается достаточно традиционно: в основном это военно-патриотическая тематика, пейзажная лирика, но вот нынче весьма гармонично добавилась любовная лирика ставропольских поэтов Кашпурова, Фатеева, Ащеулова, Мосинцева, Ивановой, Дмитриченко… Словом, было очевидно: региональный компонент литературы весьма знаком нашим детям. Ребята увлеченно копаются в поэтических сборниках, находят то, что им ближе. Кстати, звучали и детские стихи собственного сочинения, пусть нередко корявые, наивные, но тем не менее тоже опыты творческого поиска себя… А еще - понимания того, что поэзия - не только рифмование и дано это не многим. Своего рода прививка от графомании…

Другое дело - реферат. Тут уже надо посидеть за компьютером, покопаться в просторах интернета, собрать разные источники информации, в том числе литературоведческого характера, все это обобщить по определенной теме… Да и обычные с виду поделки декоративно-прикладного направления тоже требуют времени, не говоря уже о каком-то знании творчества поэта, отражаемого в этих работах. И таких работ вновь было представлено очень много.

Интересная ситуация сложилась на конкурсе сочинений и рефератов. И хотя приехали не все заявленные участники, но какие поразительные, какие умные и глубокие темы взяли ребята! Разумеется, готовились они с помощью учителей, но и сами явно хорошо потрудились. Скажем, получивший первую премию Владислав Медведев из Демино представил работу «Фразеологизмы в произведениях Слядневой» - даже по названию это уже почти научный филологический труд! Семикласснику необходимо было вникнуть в новые для него термины, освоить научный словарь по теме, во всяком случае, необходимый минимум основополагающих понятий. И само собой, внимательно вчитаться с этой точки зрения в конкретный прозаический рассказ Валентины Ивановны. Все это было сделано очень ответственно, и на вопросы членов жюри мальчик отвечал вполне осмысленно, было видно, что основательно разобрался в теме.

Очень хорошее впечатление оставили поделки и рисунки. Тут уже сказались традиции отечественной школы: научить детей не просто держать карандаш и кисть в руках, но пытаться отразить на бумаге свое видение какого-то образа или сюжета. И даже не будучи учащимися специализированных школ искусств (с углубленным погружением в творчество), они недурно рисуют, причем в разных жанрах - графика, акварель, гуашь. Чудесные образчики декоративно-прикладного искусства: целые усадьбы сельские выстроили юные мастера, опять-таки с применением разнообразных материалов, от спичек до камыша и соломы. И во всем этом многоцветном творчестве явственно, до мельчайших деталей отразились приметы ставропольского пейзажа, воспетого в поэзии Слядневой. И реалии деревенского бытия, знакомого этим детям с пеленок, так же близко, как близко было это поэту.

Еще одно весьма непростое направление - буктрейлер, их показано было восемь. Дело, требующее также большой предварительной работы, и технической, и творческой. Снять на обычную видеокамеру фильм по конкретному произведению писателя, смонтировать материал, представить заявленную тему в должном качестве - ребята справились замечательно, интересно. Например, всем особенно запомнился коротенький, на четыре минуты, буктрейлер, в основу которого положена всего одна поэтическая строка, развитая в кадрах реальных пейзажей Шпаковского района, с удачно подобранным музыкальным фоном. Все вместе удивительно точно передает дух и настроение поэзии Слядневой!

К счастью, даже несмотря на присутствие такого направления, как научное, организаторам удается не засушить мероприятие. К тому же все увиденное и услышанное не останется лишь одноразовым событием в стенах Деминской школы. Лучшие доклады будут опубликованы в пятом сборнике взрослых Слядневских чтений, прошедших в краевой библиотеке для молодежи им. В.И. Слядневой, наряду с трудами известных ученых, литераторов, библиотекарей. Также стало традицией к участию во взрослых чтениях приглашать юных чтецов-лауреатов, это отлично оживляет, украшает чтения. А лучшие рисунки предполагается рекомендовать к участию в предстоящих краевых конкурсах на различные темы.

- Формы поощрения ребят могут быть разные, - говорит В. Лычагин. - Например, в прошлом году ученица Надеждинской школы при финансовой поддержке фонда ездила на Всероссийские чтения со своим докладом на тему хлеба в творчестве Слядневой, впервые прозвучавшим именно на наших школьных чтениях! И стала там лауреатом. Это очень большое событие для ребенка!

Всем участникам четвертых школьных чтений по итогам были вручены грамоты фонда, потому что труд каждого был очевиден. Лауреаты получили премии - приятное вознаграждение за проделанную творческую работу. А ведь для многих ребят это первые в жизни деньги, заработанные своей головой, своими руками. Немаловажная составляющая чтений и для ребят, и для учителей - общение с коллегами и сверстниками, возможность увидеть, как живут другие школы, сравнить свой школьный мир с соседним… Педагогический коллектив Деминской школы с пониманием и заботой отнесся к присутствию такого числа гостей. Представители Литературного фонда им. В.И. Слядневой выразили признательность и методисту районного управления образования Татьяне Петровне Димовска за большую организационную помощь - от мер безопасности до четкой транспортировки детей к местам проживания.

- Это направление работы нашего фонда с детьми, несомненно, будет и дальше продолжаться и развиваться, - подытоживает Владимир Лычагин. - Оно на практике показало свою важность и нужность. Мы думаем и над формами развития, например, следующим шагом может стать выход чтений в популярную соцсеть в режиме онлайн, а там уже совсем другая по охвату аудитория… Кстати, этот опыт уже есть в работе молодежной библиотеки и именно с участием детского читателя: идет живой литературный обмен, это прекрасно.

Знаковым моментом школьных Слядневских чтений стало вручение переходящего символа - фигурки Ангела. Теперь он будет находиться в Демино до следующих чтений. В какой именно школе они состоятся, узнаем через год.

«Идёт живой литературный обмен»
Газета «Ставропольская правда»
15 января 2019 года