Сандро Боттичелли «Мадонна с восемью ангелами» (фрагмент)

Сандро Боттичелли «Мадонна с восемью ангелами» (фрагмент)

«Вот прекрасное любимое число – 17 марта. В этот день, где бы я ни был, я садился в поезд и ехал в Александрово (Русская колония в Потсдаме с церковью св. Александра Невского. А 17 марта – День обнародования Манифеста об отмене крепостного права. Дед писателя был крепостным крестьянином Калужской губернии. – Е. Г.).

Берлин – первая остановка. Номер на Mittelstrasse. Два шага от вокзала. Нужно спешно вымыться и спешить к ней, моей Царице и Владычице моих дум. Сколько за свои века, неувядаемая, она перевидала влюбленных, эта «Мадонна с лилиями» Боттичелли. Висит она в музее Фридриха Вильгельма» – это строки из рассказа «Волшебные тетради», впервые опубликованного в парижском журнале «Возрождение» в 1927 году и помещенного в недавно вышедший сборник произведений «Европейские силуэты» известного ставропольского писателя и драматурга И.Д. Сургучёва.

Илья Дмитриевич любил живопись и хорошо разбирался в ней благодаря блестящему образованию. Он закончил Ставропольскую духовную семинарию, которая давала своим воспитанникам всесторонние знания, и факультет восточных языков Санкт-Петербургского Императорского университета. Но зародилось понимание прекрасного в семье, от отца. Примечательно, что Дмитрий Васильевич, крестьянин по происхождению, ставший предпринимателем, был ценителем искусств, в том числе и живописи.

Илья Дмитриевич Сургучёв

Илья Дмитриевич Сургучёв

Надо заметить, что процветанием искусства Ставрополь во многом обязан купечеству. Достаточно вспомнить купцов Алафузовых – местных подвижников, коллекционеров художественных произведений. Их частная коллекция, состоявшая из картин и предметов прикладного искусства известных мастеров России и Европы, размещалась в одном из красивейших особняков Ставрополя, принадлежавшем Алафузовым, на ул. Воронцовской (ныне пр. Октябрьской Революции, 21). Эта коллекция (к сожалению, частью утраченная) сегодня является жемчужиной краевого Музея изобразительных искусств.

Коллекционированием живописи был увлечен и отец И.Д. Сургучёва. В связи с этим в своем «Парижском дневнике» писатель приводит два интересных эпизода из ставропольской жизни. Как-то в Ставрополе Дмитрий Васильевич приобрел в антикварной лавке у некоего Петровича за рубль серебром старую картину. Когда она была отреставрирована, перед зрителями открылся прекрасный пейзаж: горные снежные вершины, луна, все покрывавшая светом, как кисеей, гладь воды, рыбаки на лодочке и сеть, в которой билась одна рыба. Кругом лес и жемчужные лужайки. Надо же было купцу рассмотреть шедевр в покрытой пылью картине!

«…Картину эту, проживая в Париже, – пишет И.Д. Сургучёв, – на всякий пожарный случай держу в подвалах Лионского кредита. И как прав был отец: деньги пропали, дома пропали и даже калужская земля пропала, а за картину дают миллион. Картина написана Камилем Коро». Французский художник Жан Батист Камиль Коро (1796 – 1875) – один из выдающихся и плодотворных пейзажистов эпохи романтизма, оказавший влияние на импрессионистов. Где теперь эта картина, сохранилась ли?

Камиль Коро «Италия»

Камиль Коро «Италия»

Еще одна история из «Парижского дневника». При жизни полотна Винсента Ван Гога, отмечает автор, не покупались ни соотечественниками, ни иностранцами. «...И вот однажды по Монмартру прогуливал с русской прохладцей один ставропольский второй гильдии купец. Остановился перед выставкой Танги (владелец магазина художественных принадлежностей и картин. – Е.Г.), где демонстрировались картины Ван Гога, зашел и купил три вещи: желтую «Красавицу Варвару», натюрморт с темно-зеленым кофейником на фоне желтого подноса и маленький пейзаж. Имя купца – Дмитрий Васильевич Сургучёв».

Нидерландский художник Винсент Ван Гог (1853 – 1890) – пост-импрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века. При жизни за существенную сумму была продана только одна его работа – «Красные виноградники в Арле», четырнадцать же отданы за бесценок. Среди них, наверное, и картины, купленные отцом И.Д. Сургучёва. Зато теперь произведения Ван Гога стоят одними из первых в списке самых дорогих, когда-либо продаваемых в мире.

Ван Гог «Вороны над пшеничным полем»

Ван Гог «Вороны над пшеничным полем»

Ван Гог «Подсолнухи»

Ван Гог «Подсолнухи»

Но вернемся к обожаемой Ильёй Дмитриевичем «Мадонне» Боттичелли. Судя по тексту очерка, он впервые увидел ее и влюбился еще в студенческие годы. Писатель вспоминает, как после шумной встречи с друзьями в ресторане возвратился в петербургскую квартиру: «Наступило одиночество, великая отрада души, и никто его в этот вечер уже не потревожит… Я лежу на медведе, маленькими глотками тяну прекрасное вино, выжатое из далеких, незнаемых лоз, и думаю о тебе, прекрасная Мадонна, о твоих лилиях на бледно-голубом фоне, о лицах твоих ангелов, мечтательно склонившихся над золотисто-бархатными молитвенниками… Помяни в своих святых молитвах своего верного паломника и благоговейного прихожанина… А теперь ты знаешь, что только из-за твоих колдовских очей я делаю остановку в этом городе…».

Сандро Боттичелли «Мадонна с восемью ангелами»

Сандро Боттичелли «Мадонна с восемью ангелами»

После таких строк, конечно, хочется взглянуть на этот шедевр. У итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли (1445 – 1510) насчитывается 15 картин, где присутствует Мадонна. И.Д. Сургучёв выделил для себя «Мадонну с восемью поющими ангелами», известную также как «Рачинское тондо» по названию части коллекции, в которой она ранее находилась, до того как в конце XIX века ее приобрела Берлинская галерея. Тондо – круглая по форме картина или барельеф (сокращенно от итальянского rotondo – круглый). Такая форма картин была особенно популярна в ренессансной Италии.

Полотно наполнено чертами утонченности и аристократической изысканности, свойственной этому художнику. Фигуры скомпонованы практически в натуральную величину. В центре Богородица, держащая на руках Младенца, который взглядом обращен к зрителю. Молодую мать окружают восемь ангелов в образе бескрылых юношей с лилиями – символом чистоты – в руках. Тесная группа ангелов справа от Марии поет по книге антифонов (от греческого звук, голос, что означает петь попеременно или пение на два хора), в то время как группа слева терпеливо ожидает своей очереди. Приглушенные краски придают тондо особую прелесть и какую-то чрезвычайную эмоциональность. Действительно трудно оторвать взгляд от глаз Мадонны, полных слез. Кажется, Она уже предвидит скорбный путь своего Сына.

Итальянский живописец, архитектор и писатель Джорджо Вазари в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», изданной в 1550 году, приводит курьезный случай, связанный с упомянутой картиной. В церкви Сан-Франческо, что за воротами Сан-Миньято, есть тондо с Мадонной и несколькими ангелами в человеческий рост, выполненное рукой Сандро Боттичелли. Художник нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями. Однажды один из его учеников по имени Бьяджо выполнил для продажи копию названной Мадонны. Сандро продал ее одному горожанину за шесть флоринов золотом, а затем, разыскав Бьяджо, сказал: «Ну, я наконец продал твою картину, но нужно ее сегодня вечером прибить повыше, чтобы выглядела лучше, а завтра утром приведи покупателя, чтобы увидел ее при хорошем освещении, а там и денежки подсчитаем». Бьяджо отправился в мастерскую, повесил тондо как можно выше и ушел. А Сандро и другой его ученик Якопо вырезали из бумаги восемь капюшонов, какие носят горожане, и белым воском прикрепили их на головах восьми ангелов, окружавших Мадонну.

Наступило утро, и Бьяджо появился в мастерской с горожанином, купившим картину (заранее посвященном в шутку!). Бьяджо, с ужасом увидевший, что его Мадонна восседает в окружении не ангелов, а флорентийской Синьории в капюшонах, чуть не закричал и хотел уже просить у покупателя прощения, но тот молчал и даже начал хвалить работу. Дома горожанин выплатил Бьяджо оговоренную сумму. А когда тот возвратился в мастерскую, снова был поражен: его ангелы опять стали ангелами (к этому времени шутники сняли с них капюшоны). Обратившись к Сандро, Бьяджо промолвил: «Учитель мой, я прямо не знаю, сон это или явь. У этих ангелов, когда я сюда пришел, были на головах красные капюшоны, а теперь их нет, так что же это значит? – Ты не в себе, Бьяджо, – ответил Сандро, – это деньги свели тебя с ума…».

В наше время можно только порадоваться, что спустя века «Мадонна» несравненного Сандро Боттичелли сохранилась и мы имеем возможность любоваться ею, как когда-то любовался наш земляк писатель И.Д. Сургучёв.

Елена ГРОМОВА