09:25, 14 декабря 2018 года

Любая школа может обеспечивать качество образования

Ставрополье не стало исключением: здесь есть определенный сегмент так называемых слабых школ. В основном такое положение дел объясняется сложными социальными условиями - эти школы зачастую находятся под влиянием таких внешних, не зависящих от учреждения факторов, как социальные и экономические условия окружения, особенности контингента обучающихся, неблагополучный социально-экономический статус семей. На минимизацию влияния этих факторов на качество образования нацелен конкурс региональных проектов, который проходит в рамках государственной программы РФ «Развитие образования».

Уже второй год подряд Ставропольский край ведет работу с такой категорией школ. В 2017 году был реализован региональный проект, охвативший 24 школы из 16 муниципальных образований, и уже в 2018-м этот опыт позволил краю стать победителем упомянутого выше федерального конкурса. В его рамках участниками проекта стали 64 школы, показывающие стабильно низкие образовательные результаты, из 12 городских округов и муниципальных районов.

Критерии отбора пояснила ректор Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования Елена Евмененко: «При идентификации школ в системе общего образования Ставропольского края было выделено пять социально-экономико-педагогических кластеров по таким параметрам, как количество жителей в населенном пункте, на территории которого находится образовательная организация, наличие широкой системы дополнительного образования, наличие вузов и ссузов, а также запрошена информация, характеризующая отнесенность школ к определенным социальным контекстам».

Как выяснилось, более половины школ действовали в непростых условиях: в них обучались дети с неродным русским языком, с ограниченными возможностями здоровья, а у многих родителей фиксировался низкий уровень образования. Ситуация была осложнена и внутренними причинами. Были выявлены типовые и «персональные» проблемы в области управления и преподавания, в том числе ограниченные кадровые и финансовые ресурсы, что не позволило педагогическим коллективам школ полноценно справляться с задачами воспитания и обучения.

Реализация проекта в крае потребовала серьезной многоуровневой работы не только на уровне региона. «Дорожная карта» предполагала разработку ряда специализированных программ муниципального и институционального уровней, обеспечивающих перевод школ в эффективный режим работы, а также применение механизмов управления качеством образования и управления профессиональным развитием педагогов. В числе прочего специалисты провели диагностику и анализ педагогических затруднений учителей, что впоследствии позволило эффективно использовать различные формы профессионального взаимодействия и выработать перспективные решения: среди них методические мероприятия для руководителей учреждений, предметные методические встречи для педагогов и др. А в рамках обеспечения информационной и тьюторской поддержки, консультирования школ была организована работа профессиональных объединений педагогов.

Как подчеркивают в СКИРО ПК и ПРО, перевод школ в режим эффективного функционирования совершенно невозможен без релевантной системы внутришкольного управления и контроля. Поэтому в первую очередь в школах - участниках проекта в феврале-апреле 2018 года была проведена работа с управленческими командами, направленная на корректировку имеющихся и разработку, в случае отсутствия, школьных программ повышения качества образования. Обучение по программам дополнительного профессионального образования прошли 75 руководителей образовательных организаций и их заместителей. Сотрудниками кафедры психолого-педагогических технологий и менеджмента в образовании СКИРО ПК и ПРО и директорами школ, показывающими высокие образовательные результаты, было проведено более 50 консультаций по вопросам выстраивания эффективной системы управления образовательной организацией. Для формирования кадрового управленческого резерва школ – участников проекта

36 педработников прошли обучение по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании». В марте 2018 года состоялась экспертиза школьных программ повышения качества образования, по результатам которой каждая образовательная организация получила рекомендации по их совершенствованию.

Безусловно, максимально вовлечены были в программы курсов повышения квалификации и процесс обмена опытом и педагоги школ - участников проекта, подчеркивают в СКИРО ПК и ПРО. Так, по программам дополнительного профессионального образования прошли обучение более 250 учителей-предметников, 93 работника школ получили педагогическое образование (или педагогическое образование по профилю). Причем программы курсов среди прочего включали темы, предусматривающие работу с детьми с ОВЗ и детьми из двуязычных семей.

Кроме того на регулярной основе проводились вебинары, а также онлайн- и видеоконсультации, в рамках которых тьюторы общались с учителями-предметниками, выделяя наибольшее количество часов на предметы, обязательные для сдачи на государственной итоговой аттестации.

Как было сказано выше, проводилась работа и на перспективу. В частности, для того чтобы в дальнейшем поддерживать эффект, полученный в рамках курсовой подготовки педагогов, в пяти муниципальных образованиях края (Курский район, Кочубеевский район, Минераловодский горокруг, Пятигорск и Невинномысск) на базе школ с высокими результатами обучения были созданы стажировочные площадки, с которыми школы – участники проекта заключили соглашения и определили планы совместной работы, назначив проведение мастер-классов, оперативных консультаций, семинаров-практикумов, круглых столов и др. Актуальные материалы профессиональных объединений педагогов были помещены на сайте СКИРО ПК и ПРО и на портале ВикиСтавЦДО.

В течение 2018 года действовал «Педагогический десант»: в четырех выездных мероприятиях приняли участие почти 500 ставропольских педагогов. К слову, в их рамках удалось провести исследование уровня сформированности профессиональных компетенций преподавателей, что позволило выяснить, с какими затруднениями сталкиваются учителя в своей деятельности, и, соответственно, скорректировать направления работы по повышению их квалификации, сделав ее более адресной и конкретной. Особую методическую ценность имели мастер-классы, где обсуждались вопросы проведения уроков в соответствии с требованиями ФГОС и методики работы по подготовке к успешной сдаче государственной итоговой аттестации. Мероприятия проводили авторитетные педагоги, председатели и эксперты краевых подкомиссий по проверке ОГЭ и ЕГЭ, руководители районных методических объединений учителей-предметников, руководители профессиональных сообществ.

Понятно, что качественные изменения в организации образовательного пространства конкретной школы не могут быть достигнуты сиюминутно. Это длительный процесс, который может занять до нескольких лет. Однако уже в 2018 году были зафиксированы определенные результаты, свидетельствующие о действенности предпринятых в крае мер. В частности, 69% школ - участников проекта улучшили свои показатели на итоговой государственной аттестации по программам основного общего и среднего общего образования. А в 67% школ наблюдается сокращение разрыва с образовательными результатами школ верхней части рейтинга образовательных организаций Ставрополья.

«Очевидно, что школы, находящиеся в сложных социальных контекстах, имеющие ограниченные кадровые и финансовые ресурсы, вполне могут обеспечивать своим ученикам достаточно высокий уровень учебных достижений, если последовательно и системно реализуют образовательные стратегии, обеспечивающие их эффективный режим работы, - уверена Елена Евмененко. - Выбранное нами содержание работы, стратегия и тактика организации образовательной деятельности результативны и позволяют вносить значимые изменения в образовательную среду Ставропольского края, делая ее более современной и отвечающей запросам общества».

Юлия ПЛАТОНОВА
«Любая школа может обеспечивать качество образования»
Газета «Ставропольская правда»
14 декабря 2018 года