В Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево» прошла церемония награждения победителей Первого Всероссийского конкурса журналистов «Абрамцево в сердце моем!».

Его учредители – Альянс руководителей региональных средств массовой информации России (исполнительный директор Софья Дубинская) и музей-заповедник (директор Елена Воронина). Это им принадлежит замечательная идея нового проекта, который позволил вспомнить, что кроме Интернета и гаджетов есть еще и культура, которую надо воспитывать у нынешнего поколения на классических примерах литературы и искусства. А все это есть в Абрамцево. Профессиональное жюри отметило журналистов в восьми номинациях. И оказалось, что Абрамцево у каждого свое.

В номинации «Савва Мамонтов – меценат: трезвый расчет или порыв души?» победила Валентина Лезвина, редактор отдела общественной безопасности газеты «Ставропольская правда». Она стала единственным журналистом Ставрополья, победившим в этом конкурсе.

– Где Ставрополье и где Абрамцево? – задаю вопрос победителю.

– В моей душе рядом, – отвечает Валентина Лезвина. – В Абрамцево, если кто не помнит, жили и творили великие художники и писатели прошлого и позапрошлого веков. Марк Антокольский, Апполинарий и Виктор Васнецовы, Михаил Врубель, Илья Репин, Валентин Серов… Мне было интересно: что или кто собирал их вместе? Оказалось, хозяева усадьбы. Сначала Сергей и Ольга Аксаковы. Для С. Аксакова Абрамцево стало тем местом, где он писал. В том числе и пересказал «Аленький цветочек» – сказку, когда-то не раз слышанную от няньки-ключницы. Потом после его смерти усадьбу купил несравненный Савва Мамонтов. Он и его жена Елизавета стали не просто хозяевами усадьбы. Они вдохнули в нее душу. Душу, если хотите, настоящей русской интеллигенции. Вот я и попыталась понять: кем был Савва Мамонтов, каким он был? А еще попыталась увидеть в современной России Мамонтовых. Или повторить его служение стране и искусству невозможно?

– Ну и как? Кем был Савва Мамонтов? Меценатом? Благотворителем? Спонсором?

– Сейчас в России много спорят о схожести или различии этих понятий. Пустое! Потому что ни первых, ни вторых, ни третьих у нас как-то не наблюдается. У меня странное чувство вызывают нынешние благотворительные фонды, специализирующиеся на помощи больным и детям особенно. Ладно, государство всем помочь не может, но, слава богу, есть добрые люди, которые это делают. Однако состав пиарных лиц этих фондов, которые призывают добрых людей прислать деньги, – это какой-то сюрреализм порой. Известная певица по одному из телеканалов, практически без макияжа (а как же иначе?), просит помочь больному ребенку, на другом, уже в боевой раскраске, рассказывает, как еще более известный певец случайно испортил ее платье и взамен предложил два на выбор по миллиону рублей каждое. Она подумала и взяла оба. Какое лицемерие!

– И мы поэтому никак не можем понять, был ли Мамонтов типичен для России того времени? Или он исключение?..

– Скорее, исключение. Счастливое для всех нас. Потому что кроме денег, которые он не жалел на искусство, он был «творцом художественной среды», как назвал его Виктор Васнецов. И Абрамцево было и остается образцом для других подобных центров притяжения творчества. А повторить служение Саввы Мамонтова стране и искусству просто невозможно…