08:22, 18 ноября 2018 года

Найдены могилы двух без вести пропавших фронтовиков-ставропольцев

Война не считается законченной, пока не будет похоронен ее последний солдат. Об этом говорили на митинге в селе Грушевском Александровского района. Поводом для сбора сельчан в сквере у Вечного огня стали новые открытия поисковых отрядов, обнаруживших следы земляков, погибших на полях Великой Отечественной войны.

Дорогие сердцу фамилии

Житель села Грушевского Александр Исаков, 1919 года рождения, в 1939 году был призван в ряды Красной армии, служил в Белоруссии, где и застала его война. Домой не вернулся. Его земляк Михаил Чаплыгин, 1902 года рождения, воевал на Южном фронте. Его тоже так и не дождалась семья.

Оба числились в списках пропавших без вести… до 2018 года.

День словно под заказ выдался тихим, теплым и солнечным. Взгляды сельчан были сосредоточенны, но более всех были растроганны и взволнованны родственники двух пропавших без вести в те страшные годы земляков - Александра Захаровича Исакова и Михаила Владимировича Чаплыгина. Благодаря поисковикам установлены обстоятельства их гибели. Передать их личные вещи родственникам прибыли член координационного совета общероссийского общественного движения «Поисковое движение России» Андрей Клименко, председатель совета Ставропольского регионального отделения этой организации Григорий Космынин.

Открывая митинг, глава села Грушевского Иван Малыхин напомнил, что из села на защиту Родины было призвано 1119 человек, из них семь женщин. Не вернулись с полей сражений 717, многие пропали без вести. Глава Александровского района Любовь Маковская от всех жителей района поблагодарила поисковиков за их труд. Белых пятен становится меньше: 22 июня этого года на Аллее славы были перезахоронены останки воина, погибшего в Ленинградской области.

Ни шагу назад

О событиях далекого 25 июня 1941 года поведал Антон Торгашев, один из функционеров «Поискового движения России».

…Шел четвертый день войны. Немецкие полчища рвались к городу Белостоку на территории нынешней Польши, чтобы отрезать наши крупные воинские группировки, находившиеся на острие Белостокского выступа, тогда это была Белоруссия. Ребята практически в течение шести часов удерживали переправу через реку Нарев и высоту 137, не пуская врага, непрерывно обстреливающего их артиллерийскими снарядами. Наш батальон мог держать позиции еще часа три, не больше, потому что кончались боеприпасы. Немцы начали штурм в 8.30 утра. Даже в этих тяжелейших условиях русские солдаты не хотели сдаваться. Еще живые притворялись погибшими и открывали огонь по подошедшим фашистам. Никого не взяли в плен. Почти 300 человек погибших, по немецким донесениям, остались лежать под открытым небом. Все погибли как герои.

«Безвестными они оставались до нынешнего года, - отметил А. Торгашев, - когда нами была организована экспедиция «Нарев-2018». Мы получали разрешение на ее проведение долгих четыре года. Чтобы собрать все останки, которые за это время не раз тревожили черные копатели, искавшие оружие. В результате были найдены останки 49 воинов, в том числе вашего земляка сержанта Исакова. Опознан он был по солдатскому медальону и с должными воинскими и духовными почестями в день освобождения города Гайновки 23 июля его останки легли в гайновскую землю на вечный, надеюсь, покой. И больше никто не потревожит прах его и его однополчан. Вечная память героям. А наша работа была продолжена, и благодаря поисковикам Ставрополья нам удалось связаться с родственниками. И теперь мы здесь. Ну а поиск продолжается, будем искать новые имена».

Однофамильцы

А вот рассказ Григория Космынина. Когда ставропольские поисковики пять лет назад изучали архивные данные по другому без вести пропавшему земляку из Труновского района с той же фамилией Чаплыгин, обратили внимание, как много без вести пропавших однофамильцев из сел Калиновского, Грушевского и Александровского. А вскоре установили, что красноармеец 260-го гвардейского стрелкового полка 86-й гвардейской стрелковой дивизии второй гвардейской армии Южного фронта Михаил Владимирович Чаплыгин тяжелораненым был доставлен в полевой госпиталь, где умер от ран 4 августа 1943 года. Похоронен в селе Новокрасновка Ворошиловградской области (ныне Луганская Народная Республика).

Рядом с матерью

Замерев, слушали рассказ поисковиков племянница Александра Захаровича Любовь Бадулина, внук Николай Лушников, внучка Татьяна Тасенко, правнук Сергей Лушников, праправнук Дмитрий Лушников.

Они нисколько не стеснялись слез и нахлынувших чувств.

Внучка Чаплыгина Анна Малыхина: «Рада, что мой дедушка нашелся. Мой отец остался сиротой в годы войны. Сколько лишений пришлось пережить им, детям войны. Жаль, что он ушел из жизни, так и не узнав судьбы своего отца».

Племянница Исакова Любовь Бадулина: «Бабушка не могла поверить в смерть сына. Она любила его и ждала всю свою жизнь. Сколько слез выплакала. Неизвестность была для нее безмерно тяжелой ношей. Пусть теперь ее душа успокоится…».

Капсулу с землей с могилы сына подзахоронили к матери на родной грушевской земле.

Евгения ТЕРЯЕВА
«Пусть их души успокоятся…»
Газета «Ставропольская правда»
16 ноября 2018 года