11:32, 16 ноября 2018 года

Премьеру «Труффальдино» с блеском представил пятигорский театр оперетты

Ну кто в нашей стране не смотрел телефильм «Труффальдино из Бергамо» с неподражаемым Константином Райкиным в главной роли?! Замечательная музыка, блистательная игра актеров, легкое занимательное действие, очарование незамысловатой итальянской комедии дель арте. Огромный безоговорочный успех, повторить который вряд ли бы кто отважился! И вдруг известие: Ставропольский театр оперетты в Пятигорске ставит «Труффальдино…». Причем постановщиком выступает известный ставропольский режиссер заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков. На его спектаклях в театре драмы, как правило, полные залы. И вот в кассе Театра оперетты тоже билетов нет - аншлаг!

На премьеру я шла с внутренним страхом, переживала, выдержат ли пятигорчане сравнение с популярным фильмом, которое невольно будет делать каждый зритель? Наконец раздались звуки оркестра, поднялся занавес.

Глазу предстали яркие эффектные декорации, сделанные художником заслуженным работником культуры РФ Леонидом Чёрным. Образы и сюжеты, которые переносят зрителей в Венецию: к голубым текучим водам каналов, белым сводам пышных дворцов, ажурной вязи легких мостиков и парапетов. Артисты одеты в пышные стилизованные, несколько гротескные костюмы и парики, искусно подчеркивающие индивидуальность и характер каждого персонажа, на некоторых карнавальные маски. Чудесная музыка Александра Колкера усиливает ожидание праздника.

Сюжет комедии известен, в его основе пьеса итальянского драматурга-классика Карло Гольдони. Молодой предприимчивый авантюрист бойко прислуживает одновременно двум хозяевам, один из которых оказывается переодетой в мужской костюм женщиной. Изобретательный и дерзкий Труффальдино периодически попадает в анекдотичные ситуации, из которых не только выходит победителем, но и обретает сердечную подругу.

В спектакле есть еще две влюбленные пары, которые также переживают различные забавные перипетии, плетут интриги, враждуют, мирятся, поддерживаемые отцами благородных семейств. Все, как предписывает комедия, заканчивается хорошо.

Буквально через пять минут после начала спектакля я перестала волноваться: мысли о сравнении фильма и пятигорского действа улетучились, осталось только удовольствие от происходящего. Особенно от игры актеров. Исполнитель главной роли Дмитрий Патров превзошел самого себя: столько энергии, азарта, темперамента! Лучшую кандидатуру на роль слуги-пройдохи представить трудно. Он буквально летал по сцене, пританцовывал, балагурил, купался в эмоциях, голосом, пластикой, постоянно меняющейся мимикой передавал экспансивное состояние героя - и этим очень нравился зрителям.

Забавно изобразила Клариче, влюбленную глупышку-невесту, артистка Ирина Рудоман, удачно найденными штрихами подчеркивая комичность и очарование своей героини. Как всегда, хороша и убедительна исполнительница роли Беатриче Оксана Клименко что в искусстве игры, что в искусстве вокала. Ее задача была достаточно сложной – одновременно показать лихого дуэлянта-забияку и преданную любящую женщину. И она безупречно справилась с этим.

Брутальный Флориндо в исполнении Рустама Вайдмана получился самодовольным, несколько напыщенным, но довольно обаятельным красавчиком. А слушать достаточно сложные вокальные партии Сильвио в исполнении Романа Байлова вообще наслаждение: красивый чистый голос и хорошая игра. Непросто пришлось и Ирине Абгарян, которая должна была влюбить зрителей в свою задорную симпатичную служанку Смеральдину. И у нее это тоже получилось отлично.

Громкий смех и оживление в зале вызвала своеобразная «наплевательская» дуэль двух почтенных отцов семейств Панталоне и Ломбарди, которых замечательно сыграли заслуженный артист РФ Николай Смирнов и Николай Бондарев.

Вообще, в спектакле много веселых, ярких моментов, оригинальных сценических находок, остроумных реплик - отсылов к современности, приближения к сегодняшнему зрителю. Спектакль смотрится на одном дыхании. Режиссеру-постановщику Валентину Бирюкову удалось создать невероятно эмоциональную, динамичную, радостную атмосферу театрального праздника. Не заигрывая с публикой, обойтись без модной нынче пошловатости и чрезмерного гротеска, соблюсти гармонию комизма персонажей и одновременной лиричности их исполнения - задача сложная, но постановочная группа справилась с ней блестяще.

Немалая заслуга в успехе спектакля принадлежит оркестру под управлением почетного деятеля искусств СК дирижера Василия Ремчукова, хормейстеру Дмитрию Ремчукову и, конечно, балетмейстеру почетному деятелю искусств СК Татьяне Шабановой. Деликатное, выверенное, не заглушающее голоса солистов музыкальное сопровождение. Эффектное, соответствующее эпохе и настроению хореографическое оформление спектакля. Умелая и точная поддержка хором главных исполнителей. Все вместе они явили собой самостоятельные грани единого яркого и насыщенного действия.

Пожалуй, нелишне адресовать зрительские комплименты директору и художественному руководителю театра заслуженному работнику культуры РФ Светлане Калинской, которая смело идет на такие творческие эксперименты, вдохновляя весь коллектив. Наградой всем - восторженные отзывы зрителей, их долгие рукоплескания, улыбки на лицах, которые они уносили с собой в темноту вдруг потеплевшего ноябрьского вечера.

Премьера удалась, и это залог счастливого существования спектакля на сцене. Доброго пути, «Труффальдино»!

Елена КУДЖЕВА
««Труффальдино»: пятигорский вариант»
Газета «Ставропольская правда»
16 ноября 2018 года