09:49, 9 ноября 2018 года

Как называть древнего носорога и что с ним случилось 700 тысяч лет назад?

Кто хоть раз заходил в зал природы Ставропольского музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве, не мог не обратить внимание на внушительных размеров скелет доисторического животного довольно диковинного облика. Заинтересованный посетитель обязательно прочтет поясняющую надпись о том, что это эласмотерий сибирский, в простонародье - «носорог». А фактически - лоборог, потому что у него рог располагался не на носу, как у современных, а на лбу. За этот крупный куполообразный вырост на лбу его носитель и получил наименование «эласмотерий».

Вообще-то, о существовании этого самого рога можно лишь догадываться, потому что среди частей скелета вы его не найдете. Рог имел губчатую структуру, представляя собой что-то вроде большого хряща, служившего и определенным средством защиты, и своего рода холодильником: когда носорогу приходилось бежать, а весил он несколько тонн, и было ему нелегко, кровь циркулировала по роговому хрящу и охлаждалась.

Размеры рога точно неизвестны, пояснила нам заведующая отделом природы Вера Данилевич, но сам зверь был заметно крупнее нынешних собратьев и приближался по размерам к слону. Обнаружен этот древнейший индивидуум в 1964 году в станице Гаевской Изобильненского района. Бульдозерист, засыпая размытую дамбу реки, с очередным слоем грунта нечаянно снес будущему раритету верхушку скелета. К счастью, пошел дождь, который лил всю ночь, и работы по восстановлению дамбы были приостановлены. А поутру станичники увидели диво дивное - представший перед ними в полный рост скелет. Получается, он умер стоя. Но могло ли это случиться в степи, где нет зыбучих песков, как в пустыне, способных быстро замуровать что угодно. Что же произошло здесь более 700 тысяч лет назад? Одна из версий: на носорога рухнул подмытый (быть может, сильным дождем) берег реки и мгновенно погреб животное, к тому же ноги его, видимо, засосала прибрежная глинистая топь, так что выбраться он уже не смог.

Почему найденного на Ставрополье эласмотерия называют сибирским? Просто этот вид впервые был найден в Сибири. Но и на Кавказе он был распространенным обитателем. Ведь уже через два года после первого скелета в районе города Зеленокумска был найдет и второй. Правда, работы по его извлечению из земли прошли неудачно, и получить хорошо сохранившийся скелет не получилось. Зато по ряду сопутствующих данных ученые узнали много нового об этом животном. Таким образом, имея заслуженное признание «родины слонов», наш край является обладателем и не менее редкого раритета, хоть он с появлением в музее двух фигур древних гигантов был вынужден отодвинуться в смежный зал. Это скромное расположение в тени знаменитых Архипа и Нюси ничуть не умаляет его ценности. А потому, решили музейщики, эласмотерий вполне достоин тоже получить имя собственное! И теперь жителям города и края предложено придумать имя и этому земляку, подобно тому, как всенародным голосованием обрели имена «питомцы» известного ученого Анны Константиновны Швырёвой. К тому же эласмотерий тоже ее «дитя», описанное ею в своих научных работах. Это во-первых. А во-вторых, наш эласмотерий по степени сохранности скелета - единственный в мире.

Одна только проблема может встать в процессе наименования: при отсутствии других образцов вида сравнить этот не с кем, потому невозможно определить пол животного, в отличие от того, как это было со слонами. Так что имя должно подходить как для мальчика, так и для девочки. Будет ли оно связано с географическими особенностями Ставрополья или с самим фактом уникальности нашего эласмотерия - поле для фантазии тут поистине безгранично.

Как сообщила в нашей беседе Анна Константиновна Швырёва, времени для размышлений достаточно: свои предложения на сайт музея-заповедника и его страничку в соцсетях можно присылать до августа 2019 года. Цель организаторов - торжественно присвоить эласмотерию имя 22 сентября, когда отмечается Всемирный день носорога. Итоги конкурса подведет компетентная комиссия музейщиков и ученых. Уже поступило около 300 вариантов.

«Как нам его называть?»
Газета «Ставропольская правда»
9 ноября 2018 года