Передо мной «нарисованное» из желтых крупинок, лежащих на стеклянном листе, симпатичное рыжее солнце. Кто бы мог подумать, что это не просто изображение, а часть необычной арт-терапии, возвращающей здоровье маленьким невинномысцам. Но обо всем по порядку.

Песочная арт-терапию освоили в Невинномысском центре соцобслуживания населения

Песочная арт-терапию освоили в Невинномысском центре соцобслуживания населения

© Фото: Александр МАЩЕНКО

Песочная арт-терапию освоили в Невинномысском центре соцобслуживания населения

Песочная арт-терапию освоили в Невинномысском центре соцобслуживания населения

© Фото: Александр МАЩЕНКО

Песочная арт-терапию освоили в Невинномысском центре соцобслуживания населения

Песочная арт-терапию освоили в Невинномысском центре соцобслуживания населения

© Фото: Александр МАЩЕНКО

Песочная арт-терапию освоили в Невинномысском центре соцобслуживания населения

Песочная арт-терапию освоили в Невинномысском центре соцобслуживания населения

© Фото: Александр МАЩЕНКО

А вы не задумывались, почему дети любят свои творческие задатки проявлять именно в песочнице? Если перейти на научный язык, песок – это и замечательный сенсорный (включающий органы чувств) материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования. Когда ребенок включается в игру с песком, создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации.

Все эти необыкновенные свойства песка используются в разработанной для детей песочной арт-терапии. Тревожность, гиперактивность либо, наоборот, замкнутость, закрытость – показания к необычному методу, который уже много лет используют в Невинномысском комплексном центре социального обслуживания населения.

Один из главных принципов проведения занятий – индивидуальный подход. Психолог заранее определяет, кто из ребят может принять участие в групповых уроках, а кто будет единственным учеником. Продолжительность занятий, их количество – здесь все тоже сугубо индивидуально.

Как рассказала Наталья Глушко, педагог-психолог центра соцобслуживания, уроки песочной арт-терапии можно проводить с детьми начиная с двухлетнего возраста. Стоит отметить, что при работе с малышами вместо песка обычно используют манную крупу (периодически заменяемую). По текстуре она идентична песочку, но если ребенок вдруг попробует на вкус несколько крупинок, ничего страшного не произойдет.

Кстати, все занятия проходят в так называемой темной сенсорной комнате. Ее в Невинномысском центре соцобслуживания оборудовали пять лет назад. Звездное «небо», прозрачные столбы, наполненные водой и цветными пузырьками, светящееся волокно, релаксирующая музыка – для малыша это настоящий волшебный мир, где он может отдохнуть, ощутить спокойствие и комфорт. В сенсорной комнате активно используются звуковая стимуляция – специальная музыка для расслабления – звуки природы, пение птиц и т. д. А так называемая пузырьковая колонна концентрирует зрительное внимание, но не только. Ее вибрация задействует тактильные ощущения, способствует релаксации.

Для игр комната тоже хорошо приспособлена. Например, проектор выводит на стол световые изображения звездочек, конфет и т. д. Ребенок может поймать эти изображения ладошкой и по просьбе психолога назвать их.

Что касается непосредственно работы с песком (или манкой), то здесь, как уже было сказано, применяется в центре соцобслуживания индивидуальный подход. Причем все занятия проходят в игровой форме. Маленьких детей попросят нарисовать несложные фигуры – домик, солнце, цветок... Широко используются различные формочки, ракушки и тому подобное. Работа с ними побуждает малыша назвать тот или иной предмет, дает представление о геометрических фигурах.

Нравится ли малышам песочная арт-терапия? Конечно! В этом автор этих строк убедился, побывав на одном из занятий.