В последнее время нас все активнее призывают покупать свое, ставропольское. Дело, бесспорно, благое и нужное. Мы бы, и правда, рады, да где же взять свои родные продукты, которые порой днем с огнем на торговых прилавках не сыщешь. К примеру, яйца. Они все больше из других регионов. Хоть географию по ценникам изучай...

Из пятёрки – в тридцатку

В бытность СССР Ставрополье входило в пятерку ведущих производителей этого социально значимого продукта питания. А сегодня, оказалось, занимаем 27-е место по объемам производства. Кстати, в лидерах Ленинградская и Ростовская области, Краснодарский край, а также Ярославская и Челябинская области. Одно радует, что пока еще держимся в золотой серединке.

Хотя поводов для радости не так уж и много. Из года в год край теряет в объемах. По сравнению с 1995 годом производство яиц обвалилось почти на треть. В прошлом году было собрано 648 миллионов штук, что почти на 29 миллионов меньше, чем два года назад. Примечательно, что яичную корзину региона формируют личные подсобные хозяйства населения, на долю которых приходится почти 58 процентов полученной продукции. Но и они «срезали» пять с половиной процента. Фермеры, наоборот, сработали с плюсом – больше почти в полтора раза, на 12 миллионов штук. Правда, они обеспечивают лишь 5 процентов всего отраслевого сбора. Более трети в нем занимают специализированные сельскохозяйственные предприятия – птицефабрики, которые потеряли 7 процентов в объемах. В лучшие времена их было 20, сегодня осталось всего лишь четыре: «Кумская» Георгиевского городского округа, «Грачевская», «Марьинская» Кировского и «Птицекомплекс «Альянс» Благодарненского.

Что же заставляет руководителей таких организаций прибегать к «сиквестированию» промышленных объемов? Одна из причин – сезонность спроса на продукцию, которая не позволяет работать равномерно в течение всего года. Обычно летом он ниже. На складе каждого из краевых предприятий в это время скапливается по миллиону, а то и больше штук яиц. Время жаркого застоя на руку прежде всего перекупщикам, которые, пользуясь моментом, делают хорошие деньги, по сути, диктуя свои правила игры на рынке. Так, по итогам минувшего года средние закупочные цены упали почти на 6 рублей: с 40 рублей за десяток до 34 рублей. При этом в магазинах мы такого ценопада явно не заметили, скорее, наоборот. Руководителей предприятий возмущает, что тот, кто не производит, не несет затрат, как говорится, палец о палец не ударил, снимает сливки, получая максимальную выгоду.

Ценовой парадокс

Ситуацию лихорадит еще и постоянный рост тарифов, «раздувающий» затраты на производство продукции. По данным министерства сельского хозяйства СК, за десять лет корма подорожали в 2,2 раза, электроэнергия – в два с половиной раза, горюче-смазочные материалы – почти в три раза, вода – в 14 раз. А потребительская цена на яйца повысилась за это время всего лишь в два раза. Между тем в структуре затрат корма занимают львиную долю – более 70 процентов. При этом организации из-за отсутствия собственной кормовой базы (порой из-за нехватки земли) закупают зерно, необходимое для производства комбикормов, по высоким ценам. Исключение в крае – лишь птицефабрика «Кумская», на которую приходится треть всего регионального объема продукции. Но и здесь дела обстоят не лучшим образом. В прошлом году яйцо принесло убытков более чем на восемь миллионов рублей, рассказал генеральный директор «Кумской» Иван Долгов. В самое «провальное» летнее время приходилось отдавать его даже ниже себестоимости – по 30, а то и меньше рублей за десяток (вместо 34 рублей).

– Мы вынуждены реализовывать яйцо дешевле, чем оно нам обходится, – сетует глава предприятия. – Парадокс: закупочные цены падают, розничные растут. Обидно, что мы работаем, тратим зерно, электроэнергию, другие энергоресурсы, несем убытки, а кто-то наживается на нас и покупателях. По большому счету, сегодня заниматься производством яйца нет никакого смысла. Оно камнем висит на предприятии. Если так будет продолжаться и дальше, то нам ничего не останется, как продолжать сокращать объемы.

К слову сказать, здесь сделали все возможное, чтобы минимизировать производственные затраты. Провели техническое перевооружение с задействованием эффективных инновационных программ. Введены в эксплуатацию новые корпуса, внедрены современные ресурсосберегающие технологии. К примеру, установлено светодиодное освещение, которое в разы снизило потребление электроэнергии. Однако, по словам генерального директора, сегодня даже при столь отлаженном цикле производства работать стало тяжелее. Аналогичная ситуация и на других птицефабриках.

Нишу заняли «варяги»

На предприятиях пробуют все способы получения дополнительной прибыли, предлагая новые виды продукции. «Кумская», к примеру, несколько лет поставляла инкубационное яйцо, цыплят, подрощенную птицу разных возрастов. Вначале дело шло, был спрос на живой товар, который в основном брали владельцы личных подсобных хозяйств. Но в последнее время он упал, людям из-за подорожавших кормов стало невыгодно выращивать кур. Проще пойти на рынок или в магазин и купить готовое мясо или яйца без хлопот и забот. Выживают сегодня в «Кумской» за счет растениеводства. Уменьшили промышленные объемы пищевого яйца, снизились и убытки. Пока, к сожалению, другого выхода здесь не видят. Пара производственных корпусов уже пустует.

В расчете на одного жителя региона, если следовать медицинским нормам, каждая несушка дала в минувшем году 231 штуку яиц, или 89 процентов от необходимого. Но это вовсе не означает, что мы испытываем дефицит в данном продукте: его восполняют другие регионы, старательно поставляющие свой товар в наши магазины. На фоне снижения объемов местного производства набирает обороты ввоз данного вида продовольствия. За последние четыре года, по данным статистики, он увеличился на 73 процента, или на 135 миллионов штук. Мы стали меньше вывозить на 36 миллионов штук яиц. Ясно, что освобождающуюся нишу рынка постепенно занимают другие производители, в основном Краснодарского и Пермского краев, Ростовской и Воронежской областей, которые с недавних пор прочно прописались на наших прилавках. Встречаются северные регионы и даже территории Казахстана, к примеру Кустанай.

Выиграть «дуэль» с конкурентом в сегодняшней ситуации ставропольским птицефабрикам чрезвычайно сложно. Рынок перенасыщен, пробиться в федеральные и краевые торговые сети затруднительно. Крупные ритейлы предпочитают работать с устоявшимся кругом поставщиков из определенных регионов. Видимо, без «откатов», тем более приличных, здесь не обходится, не исключают руководители ставропольских отраслевых организаций. Той же «Кумской» легче отправлять товар в Теберду, Домбай, город Прохладный Кабардино-Балкарии и другие соседние регионы. Торгуют товаром и у себя дома – в городском округе. А вот в санатории Кавказских Минеральных Вод, которые под боком у Георгиевского городского округа, никак не прорваться. Видимо, формируя меню для своих отдыхающих, они отдают предпочтение завозным продуктам, Правда, один, из Кисловодска, все же недавно пошел навстречу, решив поддержать лозунг «Покупай ставропольское!», и с недавних пор закупает свежую диетическую продукцию этого предприятия как для общественного питания лечащихся, так и для трудового коллектива.

В рамках продвижения продукции краевых производителей на потребительский рынок регулярно проводятся торгово-закупочные сессии с участием организаций пищевой индустрии и торговых сетей, заверили в комитете СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию. При этом, подчеркивают в ведомстве, число краевых производителей, поставляющих свои товары на продажу, выросло. В первом полугодии в зональных торгово-закупочных сессиях приняли участие около полусотни производителей и 800 бюджетных учреждений образования и здравоохранения края, заключено около 300 соглашений о сотрудничестве, в основном по поставкам мясо-молочной и хлебобулочной продукции.

Между тем выиграть тендеры непросто, утверждают руководители птицефабрик. Федеральный закон о государственных закупках для муниципальных и бюджетных нужд несовершенен, полагает Иван Долгов. В торгах могут принимать участие представители любых регионов. Патриотизм патриотизмом, но когда речь идет о рубле, тем более бюджетном, выбирать не приходится.

– Сегодня те же детские сады в основном предпочитают сотрудничать с поставщиками, как сейчас модно говорить, в режиме «одного окна», поставляющими сразу всю продовольственную линейку – от яйца до кефира, не важно, чьего производства, – сетует И. Долгов. – Зачем возиться с «одиночками», такими как мы? Вот и не перепадает нашим детишкам на стол в садах яичка от ставропольской Курочки Рябы...

Вперед, в... прошлое

В сельскохозяйственных организациях по итогам прошлого года выручка от реализации яиц составила немногим более полумиллиарда рублей. Это почти на 300 миллионов меньше, чем было два года назад. В итоге уровень рентабельности производства едва достиг 6 процентов, рухнув по сравнению с 2015 годом на 60 процентов. Прибыль практически сошла на нет. В министерстве сельского хозяйства края напомнили, что в регионе существует государственная поддержка этой подотрасли – компенсация в сезон наименьшего спроса на продукт, а также субсидии в качестве поддержки за реализованные объемы.

Господдержка в крае по данному направлению за последние шесть лет превысила 122 миллиона рублей, отмечает министр сельского хозяйства СК Владимир Ситников. Ставропольский край единственный в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах, где осуществляется государственная поддержка птицеводства яичного направления. Ежегодно компенсация понесенных затрат составляет до 9 процентов. Однако, как показывает практика, в целом это не спасает положение дел в подотрасли, которое сходно с многими другими регионами страны. Сегодня отраслевым организациям необходимо подналечь на логистику, считает глава регионального агроведомства, более активно принимать участие в тендерах на поставку продуктов питания для обеспечения государственных нужд региона.

Все руководители отраслевых птицефабрик убеждены, что необходима и новая краевая программа поддержки подотрасли. Налаженный сбыт и государственная поддержка в виде повышения размера субсидий, дотаций и налоговых льгот помогут им держаться на плаву и думать о развитии. Краевые депутаты солидарны с производителями.

– В сегодняшних условиях мы считаем необходимым рассмотреть возможность принятия ведомственной целевой программы по развитию птицеводства яичного направления, в которой будут отражены новые виды государственной поддержки, – говорит председатель комитета по аграрным и земельным вопросам, природопользованию и экологии Иван Богачёв. – Это в том числе субсидии на компенсацию затрат на приобретение племенной продукции, ветеринарных препаратов, возмещение части стоимости технических средств и оборудования и другие направления.

При этом меры поддержки в разрабатываемой ведомственной программе должны стимулировать модернизацию предприятий, направленную, в частности, на глубокую переработку, настаивают краевые депутаты-аграрии, изучившие непростую ситуацию в этой сфере АПК. Речь идет о сухих и жидких яичных продуктах-полуфабрикатах, востребованных пищевой, особенно кондитерской, индустрией. Ведущие зарубежные страны с развитым птицеводством перерабатывают от 20 до 47 процентов яиц. В России – лишь 12. В нашем крае глубокая переработка яиц и вовсе пока отсутствует. Правительство края сегодня предпринимает ряд мер по стабилизации ситуации в яичном птицеводстве, подчеркивает первый заместитель председателя правительства края Николай Великдань.

– Для наращивания яичной корзины региона намечено осуществление нескольких инвестиционных проектов, – делится первый зампред ПСК. – В частности, ООО «Птицекомплекс Альянс» реализовало программу по содержанию 90 тысяч кур несушек. Предприятие уже в нынешнем году планирует увеличить производство яйца до 60 миллионов штук, а к 2020 году – до 100 миллионов. В Буденновском районе продолжается реконструкция птицекомплекса ЗАО «Преображенское» по выходу на годовое производство в 280 миллионов штук. При достижении проектной мощности обоих этих предприятий объем пищевого яйца увеличится на 360 миллионов, в итоге краевой отраслевой объем достигнет миллиарда штук. Думаю, со временем мы сможем вернуть былые позиции по этому направлению птицеводства, работать так же стабильно и успешно, как и в мясном, где мы удерживаем одно из первых мест в стране, поставляя продукцию даже на экспорт...