05:53, 28 сентября 2018 года

Куклы не должны жить в коробке

Нет. Сначала нарисуй мне глазки.

- Но я не собиралась рисовать, я хотела подарить тебе акриловые…

- Даже не думай! Нарисуй сама.

- Ладно. Карие. Но потом одеваться!

- Фиалковые. И платье не красное, а бежевое.

Дочки-матери

Вы верите, что куклы разговаривают? Нет? Напрасно. Они очень любят поболтать и поспорить. Особенно те, которых делаешь своими руками. Появляясь на свет, кукла всегда вступает с творцом в диалог. Такие вот дочки-матери…

- Лера хочет, чтобы глазки были карие, а кукла - ни в какую, - смеется Ирина Фёдоровна Беловодская. - Я говорю: «Лерочка, кукла с тобой не согласна».

Лера озадаченно молчит, потом шепчет на ухо: «А давайте ее уговорим!». Давай. Ирина Беловодская советует:

- Подумай, что не так. Подбери другой наряд. Примерь другие глазки, волосы, башмачки, дай сумочку. Она же девочка - хочет быть модной, стильной. Сделай ее красавицей - и сама услышишь: «Да!».

Девочки моделируют девочек. На уроке технологии у учителя светлоградской гимназии № 1 Ирины Беловодской всегда интересно: идет процесс созидания.

- Создание куклы - это проект, - рассказывая, она рассаживает, расставляет их, таких разных: рыжих, темноволосых, курносых, большеглазых, с губками-бантиками, веснушками, в пышных платьицах, смешных панталончиках, с ленточками в волосах. - А любой проект надо сначала разработать, потом защитить. Я предлагаю своим девчонкам: «Будете дизайнерами?». Конечно, кричат «да!». Сначала выбирают типаж, то есть все-все: цвет глаз, с ресницами или без, какие волосы - парик или трессы… Потом шьют. Вручную. Иголочкой. Я говорю им: «Вы, может, и не знали, но у вас золотые руки, пальчики волшебные». Переглядываются. Не верят. А потом такие чудеса творят!

Процесс сотворения идет из урока в урок. Аккуратно, стежок за стежком. Нужны и усидчивость, и упорство, и умение прислушаться. Если надо, переделать.

- Вот эти, которые вы расставили, кто делал? Какой класс?

- Шестой.

Все девчонки, которые когда-либо прошли через умелые руки Ирины Беловодской, большие умницы. Лера Ромас, Оля Близняк, Ульяна Бойко, Вероника Егорова, Настя Лацинник, Ира Филимонова, Маша Стасенко, Катя Савченко и так далее, и так далее... Много их было. Поделки некоторых даже участвовали в выставках, брали призовые места. Как в свое время и поделки их учителя.

В куклы с Макаревичем

Международные выставки авторской куклы Fashion doll, выставки-ярмарки кукол Moscow Fair, дипломы и грамоты за многолетнюю работу с детьми… Ирине Беловодской есть чем гордиться и есть что вспомнить.

- А с чего все начиналось? Наверное, с игры в куклы?

- Я родилась в Тахте. Маленькое село в Ипатовском районе. Жили небогато. Помню, у соседки был пупс. Бесподобный! И мне разрешили с ним поиграть. А когда он сломался, мне его совсем отдали. И я сумела починить. Переплавила тельце, отлила заново, прикрепила ручки-ножки, сшила одежду…

После школы Ира приехала в Светлоград, поступила в педучилище. На какое-то время увлечение оставила: однокурсники смеялись - мол, большая, а все в куклы играешь. Но когда вернулась в родную Тахту и начала заниматься с детьми, все вернулось. Нахлынуло так, что сопротивляться было невозможно.

- Сейчас технологий много. Иногда вообще не верится, что это кукла. Настоящий живой младенец! Я имею в виду кукол в стиле реборн. Потрясающие лица можно делать из специального пластика «Ливинг Долл». Автор, как скульптор, лепит, а потом запекает изделие в духовке. Люблю фарфор флюмо: пластичен, не бьется, хорошо окрашивается. Но моя главная любовь - все же текстильные куклы.

Там, в Тахте, у нее была своя детская художественная студия «Меланья» - неоднократный участник разных выставок. Говорит, больше всего нравилось наблюдать за реакцией зрителей.

- Куклы-дети не могут оставить равнодушным. Смотришь, идет серьезный человек - и вдруг видит твою куклу. Боже, как меняется лицо! Нежность, умиление, восторг…

Говорит, однажды на московской выставке к их экспозиции подошел… Андрей Макаревич. Не многие знают, что он сам кукольник и ценитель этого вида творчества.

- Схватил одну из наших кукол. Удивляется, рассматривает, головой качает: долго не мог поверить, что это работа ребенка, ведь сделана была идеально.

- Слова из его песни: «И кукол снимут с нитки длинной и, засыпав нафталином, в виде тряпок сложат в сундуках…». Помните, была популярна? Вы их тоже в нафталине храните?

Машет рукой:

- Конечно, нет. У меня не раз спрашивали: «Почему ваши куклы пахнут как-то особенно, по-человечески?». Вот и открою секрет. Потому что выставочные модели я храню в коробках, пересыпав тертым мылом.

- Так кукла - это больше поделка или человек? Для вас.

Думает. Поправляет кукле, которую держит, волосы, одергивает платьице.

- Знаете, вообще-то, кукла не должна жить в коробке. Ее место в детской комнате или в зале, среди семьи. Не зря ведь у авторских кукол есть паспорта. Туда вписывают имя, когда и кем сделана, из чего. Это документ. Как у человека. В кукле частичка души ее автора. С ней можно поговорить, излить душу…

Улыбается:

- И может быть, она вам ответит.

Елена АРЦИМОВИЧ
«Нарисуй мне глазки!»
Газета «Ставропольская правда»
28 сентября 2018 года