06:25, 28 сентября 2018 года

Как восстановить казачьи традиции

Газета «Ставропольская правда», одна из немногих, сразу заняла конструктивную позицию и неслучайно была награждена первым знаком Ставропольского краевого Союза казаков «За возрождение казачества».

Горжусь, что я тоже стоял у истоков возрождения казачества, поэтому понимаю: сегодня особенно актуален вопрос восстановления казачьих традиций. Следует помнить, что после революционных событий и Гражданской войны около 70 лет казачество подвергалось репрессиям, геноциду, выселению из исконных мест проживания. В станицы вселялись люди из различных губерний (республик) России, а затем СССР. Уничтожены были казачьи войска, а слово «казак» оказалось крамольным.

После 20-х годов ХХ века надолго исчезли и исторические исследования о казаках, так как и гуманитарная наука была зажата в идеологические тиски. Казачество однозначно оценивали как реакционное сословие. Немногие ученые вплоть до 80-х годов прошлого столетия решались на изучение его истории. Особенно непопулярной была тема роли казачества в революционных событиях и Гражданской войне. Незначительное окошечко оставили идеологи коммунизма лишь для казачьей культуры, которая также подвергалась интенсивной переработке на новый лад.

Ряд исследователей считает, что традиции казаков практически изжили себя. Лично я не могу согласиться с такими умозаключениями. Традиции казачьего само-управления, казачьей службы, землепользования, традиции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения не потеряли актуальности до наших дней.

Как пишет Т. Попов, потомственный донской казак, в зарубежном журнале «Донской вестник»: «…Государственная власть в казачестве принадлежит общему народному собранию - Войсковому кругу. Исполнительная власть воли круга принадлежит войсковому атаману, избранному всем войском. Власть атамана - чисто духовная, отцовская. Она основана на полном доверии и доброжелательной готовности каждого подчиняться беспрекословно, до самопожертвования. Атаману всегда и первая чарка, но и первая палка. Ответственность атамана перед войском безгранична».

На восстановлении именно этих основополагающих традиций и старались сосредоточиться все причастные к возрождению казачества еще в 90-е годы прошлого века. Однако, по моей оценке, за прошедшее 28 лет существенных достижений в решении программных задач не достигнуто. В первую очередь в сфере восстановления традиционного казачьего землевладения и землепользования. В начале 90-х годов, когда встал вопрос о наделении тружеников села земельными паями, руководители новых местных властей различного уровня не допускали и мысли, чтобы дать казакам возможность самим определять форму пользования землей. В конечном итоге земля в бывших коллективных хозяйствах была роздана на паи с правом наследования и продажи. Таким образом, казаков лишили возможности получения земли в общинную собственность. В результате такой бездумной политики земля в станицах скупается людьми, имеющими большие деньги, а молодые казаки, не имея своих паев, в поисках лучшей жизни вынуждены покидать родные места, которые многие века осваивали их предки.

Многие в настоящее время утверждают, что есть казаки-фермеры, кстати, неплохие. Но фермерство - это частная, т.е. капиталистическая, форма собственности, а не общинная. Фермер-частник прежде всего думает о себе.

В свое время император России Александр I в начале XIX века хотел построить поселения и заставить их жителей стать казаками. Но ничего из этого не вышло. Без корней, без знания истории, традиций, без преданности идеям казачества, как бы ни старались власти и нынешнее казачество, невозможно достичь тех целей, которые ставили казаки в первые годы возрождения славного этноса России.

Следует отметить, что законодательно проводится государственная политика поддержки реестровых казачьих обществ. Но она в большей степени направлена на участие казаков в охране общественного порядка, культуры, на проведение различных массовых мероприятий. Этого мало. Все это было и в советское время.

Но не все еще потеряно. В настоящее время в восточных районах Ставропольского края да и других казачьих регионах РФ имеются земли, на которых могут быть созданы казачьи поселения, конечно, с учетом требований сегодняшнего дня.

Для реализации этой задачи в 2012 году группа энтузиастов под руководством автора этой статьи разработала «Концепцию казачьих поселений на территории Ставропольского края». В этом документе экономически обосновано не только строительство современных домов, рассчитанных на 3, 5, 7, 9, 11, 13 членов казачьих семей, но и хозяйственные, бытовые постройки, а также вся инфраструктура поселений. Для реализации концепции необходимы были кредиты в сумме 4,5 млрд руб. и гарантии правительства края. К сожалению, ни того, ни другого не было получено.

Создание новых казачьих поселений позволило бы заложить краеугольный камень в возрождение практически всех традиций казачества не только в нашем регионе, но и во многих других, где есть представители этого сословия.

Пётр ФЕДОСОВ, первый атаман Ставропольского краевого Союза казаков, кандидат исторических наук, член Союза журналистов РФ
«Как восстановить казачьи традиции»
Газета «Ставропольская правда»
28 сентября 2018 года