50 лет назад, с 6 по 15 сентября 1968 года, в крае стартовал первый фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья». Память об этом событии хранит Государственный архив СК. Давайте вместе вспомним, какой была та «Осень».

И снова осень. Убран урожай.

И музыка торжественно и нежно

Звучит средь гор, среди полей безбрежных,

Приветствуя наш хлеборобный край.

В 60-е годы на Ставрополье активно развивалась культура. В 1964 году на базе филармонии были образованы сразу две концертные организации: Ставропольская краевая и Кисловодская государственные филармонии. Чуть позже, в 1965 году, начал работать краевой театр кукол, получил новое здание Академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова. Через четыре года открылись Минераловодское музыкальное и Ставропольское художественное училища. Увеличилась сеть кинотеатров, библиотек и детских музыкальных школ. Творческая интеллигенция активно участвовала в жизни края, она же и предложила создать музыкальный фестиваль. Идею поддержали крайком КПСС и краевой совет депутатов трудящихся.

В отличие от аналогичных культурных событий этот фестиваль было решено сделать композиторским. Так и случилось. К назначенному времени в краевую столицу прибыли почетные гости – известные деятели музыкальной культуры: лауреат Ленинской премии В. Соловьёв-Седой, лауреаты государственных премий В. Мурадели, А. Эшпай, композиторы Е. Жарковский, М. Фрадкин, М. Кажлаев, А. Нестеров, Д. Салиман-Владимиров. В первом гала-концерте с их участием выступили симфонический оркестр Кисловодской государственной филармонии, ставропольские композиторы.

На фестивале царила творческая атмосфера, а вот на поля Ставрополья пришли пыльные бури. От проделок погоды страдали труженики сельского хозяйства. Поддержать их вызвались участники фестиваля. От имени своих коллег к ставропольским хлеборобам со словами уважения и сочувствия обратился композитор Вано Мурадели: «Если бы мы не встречались с трудящимися, разве бы мы смогли высечь из нашего сердца творческие искры… Мне хочется поблагодарить тружеников Ставрополья за их трудовую доблесть, за их свершения».

Гости фестиваля порой испытывали трудности, связанные с многочисленными передвижениями и выступлениями в не всегда благоприятных условиях, но концерты не отменяли. Так фестиваль стал ежегодным, даря радость встречи с искусством, открывал новые имена и новые грани таланта. Недаром у многих композиторов на долгие годы складывались творческие и дружеские связи с районами края.

Благодаря «Музыкальной осени» ставропольцы смогли первыми услышать новые произведения. В 1972 году композитор Микаэл Таривердиев представил цикл из десяти песен к будущему телефильму «Семнадцать мгновений весны», певица Валентина Толкунова впервые здесь исполнила известнейшую песню Павла Аедоницкого «Серебряные свадьбы». Частым гостем фестиваля был композитор Юрий Чичков, сочинивший песню «Золотое мое Ставрополье», ставшую музыкальной эмблемой фестиваля.

В 1978 году на юбилейной встрече были подведены итоги первого десятилетия. За это время с авторскими концертами, творческими отчетами во всех городах и районах края перед 600-тысячной аудиторией выступили пятьдесят композиторов! Среди них народные артисты СССР В.П. Соловьёв-Седой, В.И. Мурадели, Г.И. Майборода, Д.Я. Покрасс; народные артисты РСФСР Н.В. Богословский, М.Г. Фрадкин, А.Я. Эшпай, Я.А. Френкель; заслуженный деятель искусств Молдавской ССР Е.Д. Дога; поэты Игорь Шаферан, Юрий Визбор, Леонид Куско. В музыкальных праздниках Ставрополья участвовали настоящие звезды: София Ротару, Тамара Миансарова, Валентина Толкунова.

Постепенно жизнь вносила свои коррективы в формат фестиваля. В конце 1970-х стали приглашать композиторов и исполнителей из союзных республик. Благодаря этому ставропольцы познакомились с национальной культурой Молдавии, Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана, Эстонии. С конца 1980-х концерты стали вести дикторы Центрального телевидения. Так, в 1988 году на 20-й, юбилейный фестиваль приехала народная артистка СССР Валентина Леонтьева.

В трудные 1990-е «Музыкальная осень Ставрополья» по-прежнему радовала, помогая нашим землякам преодолевать кризисы 1993 года (25-й фестиваль), 1998 года (30-й фестиваль). Людям нужны были доброе слово и душевная песня. Фестиваль стал активным средством пропаганды музыки, духовного воспитания и одновременно отчетом, экзаменом деятелей искусств перед многочисленной аудиторией слушателей.