Как мы уже сообщали, делегация Ленинградской области во главе с вице-губернатором Сергеем Перминовым посетила Ставрополье, чтобы изучить наш опыт по реформированию органов местного самоуправления.

Первую остановку гости сделали в Железноводске. В зале заседаний здешнего санатория «Дубовая роща» прошло совещание членов правительства, законодателей и руководителей органов местного самоуправления обоих регионов.

Открыла и вела совещание вице-премьер правительства Ставропольского края – министр финансов Лариса Калинченко:

– Мы на год раньше, чем вся Россия, начали реформировать местное самоуправление. В 2014 году в Ставропольском крае существовало 330 муниципальных образований, в том числе 281 сельское поселение. Начиная с 2015 года возникло понимание необходимости укрупнения муниципальных образований. На сегодняшний день в регионе осталось 201 муниципальное образование: 16 муниципальных районов, 17 городских округов (из них 9 преобразованы из муниципальных районов), 2 городских и 166 сельских поселений. Законодательство дает возможность разной организации органов местного самоуправления. Мы почти всех привели к одному знаменателю в том, что касается статуса и полномочий представительных органов и глав администраций.

Лариса Калинченко рассказала корреспонденту «СП» некоторые подробности преобразования девяти муниципальных районов Ставропольского края в городские округа. По ее словам, сейчас вся страна идет по этому пути:

– Безусловно, от этой реформы есть финансовый выигрыш. Например, только в Минераловодском городском округе за счет сокращения административного аппарата за год сэкономили 55 миллионов рублей. То же самое происходит во всех остальных городских округах.

Однако Лариса Калинченко признала, что у реформы есть и минусы:

– Мы их обсуждали, когда производили эти преобразования. В частности, доступность населению отдаленных сел некоторых услуг. Так, теперь местная сельская администрация не может регистрировать браки. Эту услугу можно получить только в центре городского округа. Но все же плюсов у реформы больше. Например, исключение издержек в управлении землей и имуществом. Это привлекает инвесторов для развития экономики территории, потому что решать вопросы нужно только с администрацией городского округа. То есть исключена многоступенчатость работы с инвесторами.

В свою очередь, вице-губернатор Ленинградской области по внутренней политике Сергей Перминов рассказал, что власти региона уже более полугода говорят о необходимости перехода на ту же модель организации местного самоуправления, которая успешно внедряется в Ставропольском крае:

– Мы проводим круглые столы, совещания с экспертами, в том числе и с международными. Изучаем опыт скандинавских и прибалтийских государств. Повсеместно прослеживается тенденция на укрупнение муниципалитетов. Так, в Финляндии в течение последних трех лет количество муниципальных образований уменьшилось в четыре раза. Власть должна быть эффективной, а деньги должны идти на нужды поселений. Мы хотим сэкономить деньги, для того чтобы реализовывать программы и улучшать социальную инфраструктуру на территории поселений.

Но и Сергей Перминов считает, что при укрупнении есть определенные риски:

– Они связаны с тем, что территории, откуда уходит власть, могут терять в динамике экономического развития. Эстонский опыт укрупнения муниципалитетов показывает, что сильные становятся еще сильнее, а слабые – еще слабее. Мы хотим этого избежать. Для этого параллельно изучаем вопросы внедрения цифровых платформ, которые заменяют чиновников. Разумеется, при условии, что будет проводиться масштабное обучение жителей, особенно пенсионного возраста, пользованию этими сервисами. Люди не должны чувствовать оторванность от органов власти.

Подводя черту своему выступлению, вице-губернатор Ленинградской области заявил:

– Итогом этой поездки в Ставропольский край станет обсуждение на круглых столах финального проекта трансформации муниципального звена управления в нашем регионе, которую мы собираемся провести в будущем году.

Безусловно, лестно такое слышать. Но Ленинградской области значительно проще решать многие масштабные вопросы, чем Ставропольскому краю, по той простой причине, что населения там в полтора раза меньше, а консолидированный бюджет в полтора раза больше. И все же члены делегации из северного региона брали на карандаш все то, что им рассказывали ставропольчане.

В частности, они с большим интересом выслушали выступление начальника управления по региональной политике аппарата правительства Ставропольского края Сергея Тарасова, рассказавшего, как в нашем регионе совершенствовали схему избрания глав муниципальных образований.

После того как в 2014 году приняли 136-й Федеральный закон, краевым законодательством была предложена такая схема: главу муниципалитета депутаты избирают из своего состава, а исполнительную власть возглавляет работающий по контракту глава администрации. После принятия в феврале 2015 года ФЗ № 8 появилась возможность избирать главу муниципалитета по результатам конкурса. То есть конкурсная комиссия предлагает кандидатов в представительный орган соответствующего муниципального образования, и уже депутаты голосованием решают, кто будет главой.

– Соответствующие поправки были внесены в краевой закон. Во всех типах муниципальных образований было предложено применять именно такой способ избрания глав. Таким образом мы ушли от двуглавия, которое вызывало нарекания, – подчеркнул Сергей Тарасов. – Сейчас пришли к такой форме: руководитель местной администрации одновременно является главой муниципалитета, а представительный орган возглавляет председатель, избираемый из числа депутатов. По этой схеме в Ставропольском крае работают все 16 муниципальных районов, 17 городских округов и 2 городских поселения. А также 156 сельских поселений из 166 (94 процента).

О том, как на уровне муниципалитетов отзывались изменения в федеральном и региональном законодательстве, а также о практике работы органов местного самоуправления с населением подробно рассказал глава города-курорта Железноводска Евгений Моисеев:

– В 1991 году в Железноводске, как и по всей стране, исполнительную власть вместо исполкома возглавил назначенный глава администрации. Но уже в 1993 году впервые в новейшей истории России в Железноводске были проведены всенародные выборы главы администрации города. В них победил Иван Иванович Никишин. Три года он руководил городом на принципах единоначалия, – начал издалека нынешний глава муниципалитета. А затем перешел к насущным проблемам. – С 2016 года глава избирается не прямым голосованием, а Думой города-курорта Железноводска из двух кандидатур, победивших в конкурсе.

Хотя Евгений Моисеев победил в конкурсе и на выборах в Думе, он ясно видит недостатки такой схемы формирования власти:

– Основная проблема органов власти в нашем городском округе, как и в большинстве муниципалитетов страны, – это некоторая оторванность населения от исполнительной власти. Потребовалось создать промежуточное звено для того, чтобы приблизить администрацию к потребностям населения; принять все возможные меры, чтобы население почувствовало свою причастность к тому, что делается в городе, к процессу принятия решений. С этой целью мы за последние два года создали у себя систему территориального общественного самоуправления (ТОС).

Рассказал Евгений Моисеев и о другой практике приобщения населения к процессу принятия решений:

– Ставропольский край – один из лидеров в реализации программы местных инициатив. Вот как это выглядит на практике: инициативы граждан на освоение бюджетных средств в своем дворе, на своей улице или на каких-то проблемных участках «отрабатывают» ТОСы. Далее администрация формирует документы и сдает их в министерство финансов Ставропольского края, которое проводит конкурс среди территорий по выбору проектов.

В этом году конкурс прошли три наших проекта местных инициатив. Первый – это строительство контейнерных площадок в поселке Иноземцево, где их никогда не было. Второй проект – строительство новой детской площадки в городском парке. И третий – благо-устройство городского парка с реконструкцией разрушенного туалета. Все их реализуем на условиях незначительного софинансирования со стороны граждан и бизнеса. Это позволяет жителям чувствовать сопричастность к трате бюджетных средств. А главное, сами горожане начинают заботиться о том, на что они затратили какую-то часть собственных денег.

Затем об опыте работы в условиях реформирования местного самоуправления рассказали главы Александровского муниципального района Любовь Маковская и Андроповского муниципального района Нина Бобрышева.

Вторая часть обсуждения вопросов реформирования муниципалитетов в Ставропольском крае с участием делегации Ленинградской области прошла в Георгиевском городском округе.