Женщины в Кабардино-Балкарии всегда слыли прекрасными швеями. Поскольку в их хозяйстве раньше не было иного сырья для ткани, кроме шерсти, кожи, меха и войлока, то костюмы шили из этих материалов.

Конечно, сейчас выбор очень велик. А вот мастерица Радима Кушхова соединяет в своих платьях самобытность национального костюма и элегантность современности.

По словам мастерицы, основа основ национального костюма – это черкеска. Особенность такого наряда в том, что его перед и спинка цельнокроеные. Удобство черкески в ее расширении снизу, что позволяло заниматься верховой ездой или сражаться в бою. Такую одежду носили мужчины. Однако и женский наряд мало чем отличался: до середины XIX века он напоминал по крою черкеску. На старинных женских платьях даже нет нагрудных вытачек! Согласно канонам красоты того времени, два обхвата руки должны были соответствовать обхвату шеи, а два обхвата шеи – обхвату талии. Начиная с семилетнего возраста девушки должны были постоянно ходить в корсете.

Сейчас все обстоит совершенно иначе. Однако мастерство Радимы ничуть не уступает мастерству старинных швей. Девушка вооружается иголкой и ниткой, и россыпь золотых бисеринок складывается в затейливый узор на красном парчовом подоле платья. Мастерству девушка училась на кафедре декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Кабардино-Балкарского государственного университета. А началась эта история еще в 2013 году, когда она приехала попытать счастья на Северо-Кавказский молодежный образовательный форум «Машук». Это сейчас у Радимы целая команда, а тогда девушка делала все сама.

– Мне удалось выиграть грант, – говорит она. – После этого ездила по школам республики и проводила мастер-классы.

Целью девушки было не только обучение детей, но и возрождение старинных техник шитья и вышивания. Например, одна из таких техник – золотное шитье. Как уже понятно из названия, в нем применяются золотые нитки. Эта техника практически утрачена, поскольку таким рукоделием могут заниматься не все: здесь нужны талант и усидчивость. Даже свойства кожи рук могут иметь значение!

– Раньше каждый узор имел смысловое значение, – говорит Радима. – По нему можно было определить социальный статус девушки: замужем ли она и сколько у нее детей. В моих платьях орнамент – это декоративный элемент.

Свадебный наряд всегда был особым. Платье богато украшали вышивкой. Раньше такой наряд начинали вышивать сразу же, как только девочка научится держать в руках иголку. Нитки, конечно же, использовались золотые. По традиции платье должно быть бордово-красного цвета. Даже если невеста захочет другой наряд, нарукавные подвески и шапочка обязательно должны быть красного цвета.

– В своей работе я могу использовать и нестандартные цвета, – рассказывает мастерица. – Например, на выпускной в университете я приходила в платье нежно-розового цвета. Но, конечно же, с национальным узором.

Невесты из Кабардино-Балкарии, как правило, выходят замуж в европейских свадебных платьях: пышных и белых, как кремовый торт. Однако с появлением свадебного салона Радимы традиции начинают понемногу возрождаться: все больше и больше девушек предпочитают национальное платье платью- «пирожному». Но работа эта кропотливая и долгая.

– На один наряд уходит три-четыре месяца, – поясняет Радима. – Над ним работает команда из четырех человек.

Девушка считает, что национальный костюм – это один из элементов истории и культуры республики, которую предстоит собирать по крупицам. И, кажется, у нее это получается.