В Ставрополе прошла традиционная августовская педагогическая конференция, на которой, как это бывает перед началом учебного года, определили основные направления развития. В этот раз тема звучала так: «Современная образовательная политика: содержание, цели, задачи, механизмы реализации».

Очередь в яслях

К назначенному времени участники конференции, а это учителя из всех территорий края, ректоры крупнейших вузов региона, руководители образовательной системы, собрались в актовом зале школы№ 39. Перед обстоятельным разговором прошла церемония награждения: лучшие представители отрасли получили благодарственные письма и грамоты Президента России, почетные грамоты губернатора СК, благодарственные письма федерального и краевого отраслевых министерств.

Затем открыли работу конференции. Основной разговор строился вокруг целей и задач, определенных Президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Поприветствовали собравшихся заместитель председателя правительства Ставропольского края Ирина Кувалдина, главный федеральный инспектор по Ставропольскому краю аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО Сергей Ушаков, первый заместитель председателя Думы СК Дмитрий Судавцов.

– Сегодня мы смело можем говорить: наши школы, наши образовательные учреждения, детские сады готовы к новому учебному году, – заметила Ирина Кувалдина. – Мы в состоянии исполнить те задачи, которые поставлены президентом. Спустя десятилетия сложные девяностые годы дают свои негативные результаты в демографии, семейной политике, воспитании, именно поэтому мы должны смотреть вперед, чтобы в дальнейшем избежать таких проблем.

Правительством России поручено до 1 октября разработать национальные проекты, которые имеют в большей степени социальную направленность, обозначила И. Кувалдина. Это образование, наука, культура, здравоохранение и многое другое. Национальный проект «Развитие образования» включает в себя девять федеральных проектов, и при этом само образование входит как составная часть в проект «Демография».

– Здесь отражены все вопросы, важность которых мы с вами, педагогические работники, прекрасно понимаем, – продолжила зампред правительства. – Остро стоит проблема обеспечения местами не только в детских садах, но и в школах. Да, мы уходим от третьей смены – в крае ее нет, но прекрасно понимаем, что высокая наполняемость классов не позволяет максимально использовать ресурсы педагогов. В 2018 году перед властями стоит новая задача – ликвидация очереди в ясли для детей до трех лет. Эту проблему мы постараемся решить в течение ближайших пяти лет.

СПРАВКА. В прошлом году введена в эксплуатацию школа на 1000 мест в Ставрополе, в 2018 году за счет бюджетов всех уровней начато строительство школы в Михайловске на 1000 мест. Стартовал новый проект по созданию дополнительных мест для малышей в возрасте от двух месяцев до трех лет. Для решения этой задачи запланировано строительство и выкуп детских садов в Михайловске, Ставрополе, Ессентуках на 900 мест.

Основной доклад на конференции зачитал министр образования Ставропольского края Евгений Козюра. Он обозначил проблемы и перспективы развития курируемой отрасли.

– В ближайшей перспективе в нашей сфере необходимо обеспечить достижение двух целей, – начал министр. – Суть первой – системные изменения, которые прежде всего повысят качество и доступность образования. Вторая цель включает множество задач: новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, которые должны быть нацелены на подготовку специалистов по цифровым технологиям. Впервые стоит задача создания условий для воспитания, развития и образования детей до трех лет. Нужно создать систему консультационной и методической помощи, грамотно вести работу со способными и талантливыми детьми – в каждом регионе должны появиться центры поддержки одаренных детей.

Евгений Козюра продолжил тему доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Он отметил, что во многих муниципалитетах вплотную подошли к решению данного вопроса, однако финишная прямая еще далеко.

– До сих пор в большинстве случаев в местах массовой застройки возведение детских садов отстает от темпов введения жилья, что вызывает социальную напряженность, – обозначил Е. Козюра. – А еще в этом году Президентом России поставлена новая задача – обеспечить местами детей до трех лет, поэтому уже сегодня мы должны начать работу над формированием кадров и созданием современной среды в новых детских садах.

ЕГЭ, олимпиады и не только

Особого внимания требует и система общего образования. По словам министра, допущенные в ходе реализации школьной программы ошибки могут дорого обойтись в будущем:

– Необходимо повышать знания школьников. Для этого в России сформирована единая система оценки качества образования, которая помимо процедур итоговой аттестации включает ряд других способов оценки: всероссийские, региональные проверочные работы, работы в рамках национальных исследований качества образования.

Конечно, в ходе заседания не обошли и тему ЕГЭ. Спикер озвучил позицию родителей, большинство из которых считает, что получить высокие баллы без услуг репетиторов невозможно. Аналогичное мнение сегодня присутствует и в среде девятиклассников. Родители беспокоятся, что дети с потенциально низкими результатами начинают выдавливаться из системы образования.

Хромает и работа с одаренными и талантливыми детьми. Сегодня уникальную возможность продемонстрировать свои способности дают всероссийские олимпиады школьников, однако выявилась такая тенденция: уже несколько лет в крае нет ни призеров, ни победителей на заключительном этапе олимпиады по биологии, химии, математике.

– Это говорит о том, что у нас до сих пор не сложилась устойчивая и эффективная система работы с одаренными детьми, – заметил Евгений Козюра. – Но работу эту невозможно ограничить только конкурсами, олимпиадами. Поэтому считаю важным построение интегрированной образовательной среды, расширяющей возможности развития высокомотивированных и одаренных школьников через кооперацию деятельности учреждений общего образования, детского технопарка, вузов и других партнеров, создание сетевого сообщества педагогов.

Важное место в докладе заняла тема создания равных условий получения образования всеми детьми в Ставропольском крае. Это касается и детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Говорили о сопровождении инвалидов молодого возраста при получении профессионального образования и содействии в их последующем трудоустройстве. В настоящее время в 26 профессиональных образовательных организациях, подведомственных министерству образования Ставропольского края, обучаются 362 инвалида. Основной задачей, стоящей перед ведомством, остается доведение доли трудоустроенных инвалидов-выпускников после окончания обучения до 50 процентов.

– Трудоустройство выпускников-инвалидов СПО в крае составляет порядка 27,61 процента, – пояснил Евгений Козюра. – Возможно, одной из причин того, что после обучения выпускники не находят себя в профессии, стал фрагментарный характер профессиональной ориентации, нет единой системы. Теоретический задел у нас есть, но на практике он еще в полной мере не реализуется. Решить эту проблему возможно созданием единой воспитывающей среды в образовательных организациях всех типов. Мы видим, что современное детство полностью формируется под влиянием цифровых технологий. Формы и методы организации воспитательной работы, которые мы использовали 5 -10 лет назад, не дают результата. Значит, надо искать новые. Действенным механизмом может служить включение школьников в инициативы РДШ, Юнармии. Примером воспитывающей среды может служить и кадетское казачье образование.

СПРАВКА. Семь лет Ставропольский край участвует в реализации государственной программы «Доступная среда», в рамках которой улучшается материально-техническое обеспечение образовательных организаций – в них создается безбарьерная среда и приобретается специализированное оборудование для обучения детей-инвалидов. На эти цели израсходовано более 180 млн рублей. Сегодня доступная среда создана в 152 школах (23,6 процента), 14 государственных детских садах, 9 организациях профессионального образования.

Кроме того в 2018 году в крае создано 15 ресурсных центров на базе государственных образовательных организаций, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, оказывающих методическую, психолого-педагогическую и консультативную помощь педагогам и родителям.

Говоря об обновлении системы оказания психолого-педагогической помощи детям и их семьям, необходимо отметить еще одну проблему, связанную с нехваткой педагогов-психологов. Обозначено, что сегодня в крае на одного психолога приходится 703 обучающихся.

Учителя будут учиться

Отдельно министр говорил и об образовании самих педагогов, заметив, что не все из них приобщены к современным технологиям:

– К сожалению, сегодня далеко не все чувствуют себя уверенно в электронной среде, и им предстоит учиться в ней работать. Учителям надо активно использовать цифровую платформу «Российская электронная школа», которая стала своеобразным конструктором, где можно подготовиться к любому уроку, пригласить детей в виртуальный музей, показать фрагмент фильма или театральной постановки, мультимедийный материал с изображением физических или химических опытов, что важно для тех школ, где нет своих лабораторий.

Прозвучало также, что сегодня по поручению президента Владимира Путина создается национальная система учительского роста. Она, например, предполагает установление новых должностей педагогических работников, внесение изменений в профстандарт «Педагог». Проект «Учитель будущего» нацелен на то, чтобы не менее 50 процентов учителей вовлечь в национальную систему профессионального роста.

СПРАВКА. Сегодня в крае работают более 18 тысяч учителей, и, по прогнозам, до 2021 года в школах региона сохранится самая высокая потребность в преподавателях математики и физики, русского языка, литературы, иностранного языка.

– Перед нами стоят амбициозные, сложные задачи. Я уверен, что Ставропольский край обладает достаточными ресурсами для их выполнения. Именно вы стоите у истоков той огромной работы, которая проводится на благо наших детей, – обратился Евгений Козюра к коллегам. – Вместе мы справимся с самыми сложными задачами, и надеюсь, что в будущем поколение, которое мы воспитываем сегодня, сохранит и приумножит наши национальные традиции, будет жить в мире и согласии.