09:55, 17 августа 2018 года

Выставка «Игрушки моего детства» открыта в Ставрополе

Дело в том, что здесь впервые представлена масштабная коллекция антикварных и винтажных кукол и игрушек ХIХ-ХХ веков, которая приехала к нам из Санкт-Петербурга и принадлежит коллекционеру Марине Беляковой.

Сложно передать первые минуты восторга, когда оказываешься внутри экспозиционного пространства. Таких кукол многие из нас даже в руках не держали(!), хотя, сразу оговорюсь, среди богатого разнообразия обязательно встретятся любимые образцы советских детей: вот в витрине Чебурашка. Тот самый неизвестный науке зверь. Ушки у нашей главной мультзвезды пообтрепались, но глаза по-прежнему улыбаются доверчиво и открыто. Неподалеку от Чебурашки персонажи столь же приятные и милые сердцу - Крокодил Гена, Доктор Айболит, Кот в сапогах. Заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы музея Алла Макодзеба, которая любезно согласилась провести экскурсию, показала игрушку из своего детства: выцветший от времени плюшевый мишка вызвал неподдельную улыбку у взрослой женщины.

Нынешняя выставка – это большая галерея образов с глубокой историей. Но дело, разумеется, не в количестве представленных экспонатов, а в том, что эти куклы интересны и в три года, и в тридцать три, и в девяносто три. Кажется, что создавались они персонально для тебя, чтобы всегда было с кем поговорить, кого обнять, вместе посмеяться или погрустить. Интересно, что каждый из этих милейших героев долгое время жил в семье или даже успел побывать у целого ряда владельцев, потому от них веет особым теплом дома, счастья, детских мечтаний.

- Если присмотреться, можно увидеть небольшие трещинки, где-то потемневшее, потрепанное платьице, но все куклы с теплой энергией, - заметила Алла Макодзеба.

О каждом герое-героине выставки можно придумать большую сказку о том, в каких интерьерах они жили, как малыши радовались встрече с ними. Хотя существуют и вполне реальные истории...

Когда знакомишься с судьбой героев выставки, изумляет то, что все эти хрупкие чудеса каким-то непостижимым образом сохранились. Так, к числу редких экземпляров коллекции относится кот из блокадного Ленинграда, выполненный из обрезков плюша умелыми и любящими руками женщины для своего ребенка в тяжелый военный 1942 год. Один из трогательных в представленной коллекции - большой черный пупс немецкой фирмы «Каммер и Рейнхальд». Его подобрал на развалинах дымящегося Берлина ростовский солдат и привез своей дочке в качестве военного трофея. А вот в детской коляске из далекого прошлого пупс, ставший героем публикации в петроградской газете 1926 года: представляете, его, забытого в трамвае, приняли за настоящего ребенка. Нельзя пройти и мимо куклы Люси, которая долгое время жила в семье известного режиссера Владимира Немировича-Данченко, и знаменитой куклы-гимнастки 50-х годов известного скульптора и художника Льва Сморгона. Здесь также можно познакомиться с «долгожительницей» - куклой Галкой, которой уже около 120 лет. Ее голова была изготовлена из фарфора на знаменитой немецкой фабрике «Армант Марсель».

- На этой же фабрике в 1905 году появилась кукла Соня, - продолжила рассказ экскурсовод. - Во время Гражданской войны она спасла жизнь целой семье – ее поменяли на хлеб.

Выставка дополнена деталями интерьера, кукольными домами с мебелью и посудой (по тем временам бесценные сокровища): здесь можно увидеть «настоящие» магазин, холодильники, швейные машинки, посуду, выполненные в точности, как их большие оригиналы.

Выставка гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Как уже понял читатель, она знакомит не только с уникальными экспонатами, но и с большой историей кукольной промышленности в России, Франции, Германии, США, Швеции, Японии и СССР, рассказывает о том, когда и как они производились, какие материалы и технологии при этом применялись, какими игрушками играли дети различных сословий и стран. Здесь не требуется знаний языка, чтобы через куклу понять культуру другой страны, другого народа - то, что сделано от сердца, с любовью, всегда понятно.

- Вот еще одна кукла Люся, которая родилась в 1930 году в Германии. Владелицей фирмы, где была выпущена эта барышня, была женщина. Когда Марина Белякова показала Люсю на одной из выставок, посетитель - турист из Германии - рассказал коллекционеру такой факт: владелица фабрики очень любила каждую из своих кукол, поэтому, отпуская в большой мир, обязательно целовала.

Абсолютное большинство экспонатов создано промышленным или кустарным способом. Коллекционер настаивает, что именно их, а не авторских кукол можно считать по-настоящему живыми. Жемчужины коллекции - фарфоровые красавицы куклы конца XIX века от таких знаменитых фирм, как «Армант Марсель», «Каммер и Рейнхальд».

Кукол ХIХ - начала XX века язык не повернется назвать детскими игрушками. Это красота, эстетика, чудесный мир, который манит нас своим очарованием и таинственностью. Кукольное производство в Европе по-явилось еще в Средние века. В XIV веке во Франции изготавливали деревянных и тряпичных (реже глиняных) кукол на заказ. Долгое время туловища кукол делались из дерева, руки и ноги - из кожи козленка. Видимые части - лицо, шея, кисти и икры - раскрашивались.

Популярным материалом для производства был фарфор. Сначала он служил основой для изготовления дорогой и качественной посуды, предметов быта, но позже на базе такого производства стали появляться куклы. Считается, что они родились в Китае, поэтому и первых кукол такого производства в 1830-х годах в Европе называли китайскими. Показательно, что сначала фарфоровыми были только голова и конечности куклы, а основа делалась из ткани или кожи, голова была неподвижно соединена с плечевой частью. Позже эти куклы стали покрывать глазурью для придания блеска и яркости, а затем стали изготавливать из бисквитного фарфора или с использованием матового эффекта, что делало цвет лица более бледным. С расцветом научно-технического прогресса фарфоровые куклы обзавелись стеклянными глазами и настоящими волосами и стали реалистичнее.

Золотым веком кукол принято считать 1830 - 1900 годы. Именно в этот период их начали изготавливать из воска и бисквитного фарфора. Появились экспонаты, умеющие открывать и закрывать глаза, сидеть, сгибать руки и ноги, даже говорить. Изготавливали фарфоровых модниц в основном в Англии, Франции, Германии, оттуда их и привозили в Российскую империю. Одна из самых известных немецких фабрик «Каммер и Рейнхальд» стала первой, где начали делать куклам ротик с зубками. В Германии же впервые начали производить и кукольные дома с полной обстановкой.

Куклы были мечтой и любимой игрушкой любой маленькой барышни того периода. Однако даже в богатых семьях покупка такой вещицы была дорогим удовольствием.

- Девочки могли играть со своими любимицами лишь под присмотром гувернанток, дабы не испортить дорогостоящую игрушку, - пояснила Алла Макодзеба.

В нашей стране в ХVIII-ХIХ веках наибольшей известностью и популярностью пользовались куклы фабрик Журавлёва и Кошечкова (Императорский кукольный завод, Москва), Шраера и Фингергута (из польского города Калиш, входившего в XIX веке в состав России), Гудкова и Федосе-ева (Москва), а также артели Дунаева из подмосковного Хотьково.

Много ли фабрик сегодня создают подобные экземпляры? Возиться несколько месяцев с каждой, детально прорабатывая все мелочи? Какая нелепость, если можно запустить компьютерную программу и она тебе за пару часов наваяет уродцев с пустыми глазами и чугунными мускулами на десять лет вперед. Да, в старых добрых куклах мало драйва, но много искреннего, неподдельного чувства. Не потому ли маленьких и даже очень маленьких посетителей так сложно увести с этой экспозиции? Да и взрослые, честно сказать, отсюда уходить не торопятся.

«Чебурашка и все-все-все»
Газета «Ставропольская правда»
22 августа 2018 года