Периодически из разных СМИ мы узнаем о драках между школьниками. Как понять, что ребенок попал в агрессивную среду? Что делать родителям в случае, когда их чадо оказалось в такой ситуации? На эти вопросы ответила Лидия Пахомова, медицинский психолог Ставропольской краевой клинической психиатрической больницы № 1.

– Для начала надо обозначить, что агрессия носит как физический, так и психологический характер – это, когда дети подвергаются издевкам, насмешкам, придиркам со стороны сверстников, изоляции и бойкотированию.

Не каждый маленький человек, находящийся в конфликтной ситуации, может рассказать об этом взрослым. Но родители должны быть чуткими. Если за последнее время произошли какие-то изменения (появились ушибы на теле, ребенок стал замкнутым, напряженным, раздражительным, плохо спит, нет аппетита, пропадали вещи или деньги) – это тревожный сигнал. Чтобы выявить причины, следует вызвать его на откровенный, доверительный разговор, дать выговориться, внимательно выслушать, не спешить осуждать и пытаться под воздействием своих сиюминутных чувств немедленно поступить так же с обидчиком.

Задача родителей в конфликтной ситуации – помочь психологически пережить ее, адекватно отреагировать, осмыслить, получить опыт, сделать соответствующие выводы. Ребенок с помощью взрослых, которые выстраивают доверительные отношения, проявляют искреннее внимание к его интересам и делятся своим жизненным опытом, может сформировать оптимальную стратегию преодоления конфликтов, выработать уверенное поведение.

За дополнительной помощью родители могут обратиться к школьному психологу, социальному педагогу, классному руководителю, юристу. Важно помнить, что трудности, их успешное преодоление нас только закаливают, делают сильнее, устойчивее перед неизбежной реальностью жизни.

Немаловажно также понимать, причина агрессивного поведения со стороны ребенка – это отражение моделей поведения членов семьи и отношение к нему в ней. Необходимо помнить, что лучший пример – это вы сами, а дети, как ваше отражение в зеркале, как губка, впитывают и копируют поведение и умение взаимодействовать с другими людьми.