В краевой столице я живу около 50 лет. За это время население выросло в два с лишним раза. Город с каждым годом становится красивее и привлекательнее. Приятно пройти по центральным улицам, посидеть в скверах, парках. А вот городской транспорт вызывает недоумение.

Во-первых, стоимость проезда выше, чем в соседних республиках. Мне не так давно удалось в некоторых из них побывать. И цены приятно удивили. В Черкесске билеты в автобусах и троллейбусах стоили одинаково – 15 руб., в Нальчике поездка в маршрутке 15 руб., в автобусе – 13 руб., в Магасе (Ингушетия) проезд в автобусе всего 5 руб. В Нальчике, например, цены на общественном транспорте не повышались больше трех лет. Тоже о многом говорит.

Почему же в нашем городе стоимость проезда постоянно растет, как это случилось в очередной раз? По всей вероятности, чиновники не ездят в общественном транспорте, поэтому не знают проблем, с которыми встречаются жители города. Пусть понаблюдают. Выяснится, что маршрутки и автобусы на проспектах К. Маркса, Кулакова, улицах Ленина, Мира, Доваторцев, 50 лет ВЛКСМ, Пирогова и ряде других идут «цугом», почти беспрерывно. Водители гоняются наперегонки, чтобы захватить побольше пассажиров. По проспекту К. Маркса, например, проходит почти 90% транспортного потока, а на других улицах приходится ждать по 20 и более минут.

Хочу напомнить о других временах. В 70 – 80-х годах прошлого века председатели райисполкомов, их заместители, прочие кабинетные работники в пять-шесть часов утра садились в троллейбусы, автобусы, проезжали полностью несколько маршрутов, чтобы убедиться, как работает общественный транспорт. А в девять утра уже анализировались недостатки и принимались решения.

Однажды я лично встретил бывшего заместителя председателя Октябрьского райисполкома Михаила Уханова на остановке, где он отмечал время прибытия троллейбуса, поднимался в салоны и считал количество пассажиров. В те времена троллейбусы и автобусы были переполнены, особенно в северо-западном направлении, где было сконцентрировано большинство промышленных предприятий. Поэтому к анализу транспортных потоков относились так серьезно.

Согласен, сегодня время другое. Появилось много личного транспорта. Однако проблемы не ушли, просто отчасти видоизменились. Но это не означает, что не надо ими заниматься. С 10 до 17 часов пассажиров очень мало. Иногда в маршрутке вплоть до конечной остановки бывает не более 5 – 6 человек. Значит, надо уменьшать количество маршруток в это время, регулировать их присутствие на линии в зависимости от востребованности, а не повышать стоимость проезда. В часы пик, напротив, следует обеспечить большим количеством транспорта. Проблема уехать утром на работу сохраняется, особенно если человек живет не на конечной остановке. А ехать в переполненной маршрутке, стоя в полусогнутом состоянии, еще то удовольствие.

Водители маршруток и автобусов начинают работать только в семь часов утра, а в 20 часов их уже практически нет. Уехать в это время проблема. А ведь неслучайно раньше общественный транспорт появлялся на маршруте с пяти утра и ходил до часа ночи. Надо помнить, что далеко не во всех кошельках имеются лишние деньги на такси. А еще точнее, таких людей большинство.

Возникает и другой вопрос. Почему у нас в городском транспорте нет до сих пор хорошо поставленного учета оплаты проезда? Все отдано на откуп водителям, поэтому неизвестно, сколько денег ими собирается и сколько сдается. Почему эта проблема давно решена в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, а у нас этот вопрос однажды поднимался, да так и остался нерешенным.

В последнее время появилось много новых, хорошо обустроенных остановок, где люди могут посидеть в ожидании транспорта и укрыться в непогоду. Но почему-то на остановке «Интурист», где останавливаются троллейбусы, убрали даже скамейки. А именно здесь ожидает троллейбус большинство пожилых людей, едущих с рынка.

У конечной остановки «Железнодорожный вокзал» троллейбусы останавливаются только на четной стороне. Многие хотели бы уехать этим более дешевым транспортом, но на нечетной стороне остановка для него не предусмотрена. А многие караулят или автобус, или троллейбус. Не набегаешься. Следует, на мой взгляд, узаконить остановку. Руководители троллейбусного парка сразу увидят значительную денежную прибавку.

Бульвар А. Ермолова должен быть прогулочным. В Краснодаре в выходные дни по ул. Красной никто не ездит. Очень хорошо, что на проспекте Октябрьской Революции вымощена центральная часть, установлены скамейки, чтобы отдохнуть. Но попробуйте отдохнуть там. Автомобили снуют по этому ставропольскому Арбату, один за одним.

Пётр ФЕДОСОВ, член совета старейшин при председателе Думы Ставропольского края

Комментарий редакции

Возможно, сегодня сравнение с ушедшими временами может показаться наивным. Однако мы все-таки решили опубликовать письмо нашего постоянного автора.

Да, реалии изменились. Весь общественный транспорт в те времена работал под государственным крылом. О транспорте коммерческом и речи не было. А вопрос ценообразования не вставал в силу того, что стоимость проезда не менялась.

Сегодня иные времена. Но задачи власти остаются прежними, и ответственность за безопасность и законность пассажирских перевозок, достаточное количество транспорта на маршрутах также никто не отменял. И претензий по этой части также достаточно. Даже в условиях рынка следует удерживать тарифы на доступном уровне. И если это невозможно, вести широкую разъяснительную работу среди населения. Казалось бы, классика жанра. Однако именно в закрытости справедливо уличить власти. Зачастую от них нереально получить ответ на простой вопрос. Только через официальный запрос. А если ситуация связана с аварией или ЧС? Даже при таком раскладе журналист пробирается через «бюрократические ежи». Как это было недавно, когда без света остался центр города.