07:39, 8 августа 2018 года

Анатолий Чернов-Казинский писал историю города в «Ставропольской правде»

Мы впервые увиделись в отделе советской работы и быта газеты в самом конце 80-х годов, где я состоял корреспондентом. Чернов-Казинский - это псевдоним, который Анатолий Михайлович взял, когда стал членом Союза журналистов России и чтобы его не путали с известным ставропольским писателем Вадимом Черновым. «Казинский» - от названия родного села Казинка Шпаковского района. Он приносил короткие заметки о совещаниях и семинарах в край-исполкоме – ему, инструктору отдела с филологическим образованием, поручали писать в краевую газету о разного рода официальных мероприятиях. Признаюсь, читать их было скучно, скулы сводило от птичьего, точнее, канцелярского языка. Я правил текст, насколько это приемлемо, его публиковали, но удовольствия у обоих очередной бюрократический «шедевр» не вызывал.

Как-то он мне сообщил, что сотрудничает со «Ставрополкой» с 1967 года, когда была опубликована его первая заметка, к которой приложил руку в прямом и переносном смысле опытный Петр Федоровский. А до этого печатался в «Молодом ленинце», где его опекал наш будущий корифей Иван Зубенко.

- Так зачем вы приносите всякую ерунду? - не выдержал однажды я. - Неужели больше не о чем информировать читателей, как о семинаре в крайисполкоме?

- Дайте задание - напишу.

Помнится, разговор происходил в знойную пору, Ставрополь страдал от жажды, однако найти на улицах передвижную желтобокую емкость с холодным квасом было проблемой.

- Вот и узнайте, почему не организована торговля освежающими напитками, - попросил я его.

Анатолий Михайлович внимательно выслушал советы - куда обращаться, с кем общаться, и через несколько дней материал лег на мой стол. Слегка подправил, и острая корреспонденция вышла на тематической полосе о городе и горожанах. Потом появились и другие его публикации, так сказать, на заданные темы. Собственно, с них и началась наша дружба. Общались и в редакции, и у него дома, и на его даче, обсуждали не только идеи будущих материалов, но и политическую ситуацию в стране и мире. Дело шло к распаду СССР, и порой наши взгляды не совпадали, он обижался, что не поддерживаю его в том или ином вопросе. Считал себя демократом и критиковал некоторых тогдашних больших чиновников края за то, что внутренне не принимали ни новую власть, ни тем более первого Президента России. Мало кто знал, что у него были серьезные разногласия с руководством отдела краевой администрации, в котором занимал скромное место. Ему не могли простить, что публикует в «Ставрополке», как полагали его начальники, крамольные статьи, не советуется предварительно с ними, высказывает в газете противоположную их мнению точку зрения. В общем, был он белой вороной в чиновничьей стае, о нем презрительно отзывались, мол, писака, что с него взять…

Когда же вышел наконец на пенсию и стал свободен, всего себя отдал «Ставропольской правде», вовремя подхватив эстафету от Тамары Коваленко, зачинательницы рубрики «По старым улицам пройдусь». Со временем его приняли в журналистское сообщество, одну из рекомендаций дал Иван Михайлович Зубенко, возглавлявший в те годы краевую журналистскую организацию, и мой друг этим очень гордился. Как и тем, что благодаря «Ставрополке» стал известен в крае, сделал себе имя на материалах об улицах родного города – газета опубликовала без малого 40 (!) его исследований по этой тематике. По словам бывшего сотрудника редакции Виктора Вовка, который готовил к печати многие статьи Анатолия Михайловича, это были полноценные историко-краеведческие эссе о Ставрополе, причем писал он профессионально, беря за основу не только архивные документы, но и встречи с коренными жителями города. Помогала ему в поисках и ряде прогулок по старинным улицам архивист и давний автор газеты Елена Громова. Позднее он собрал уникальные публикации под обложкой книги «Пройдемся по Барятинской, свернем на Европейскую…» с подзаголовком («По старым улицам Ставрополя»). Скажу откровенно, лишь малую толику произведений, вошедших затем в издание, по выражению самого автора, «рихтовал», то есть доводил до кондиции, я.

Он любил наблюдать, как правлю текст, просил читать вслух каждую фразу, вслушиваясь в ее звучание, с чем-то соглашался или, напротив, требовал оставить все как есть. Начинался спор, возникала обида… Словом, шел нормальный творческий процесс. Заставлял его придумывать несколько заголовков – так и меня учили в «Ставрополке», и он неохотно, мучительно-тяжело записывал их на бумаге. После долгих обсуждений останавливались на одном, хотя порой материал выходил под другим названием. Из песни слов не выкинешь: после ухода на пенсию Виктора Вовка, своего рода куратора Анатолия Михайловича, одно время ему перестали звонить из редакции и интересоваться творческими планами. Он грустил, полагая, что никому не нужен, просил меня поговорить о нем в редакции, хотя сам я давно уже не был в штате. Главный редактор Василий Балдицын поручил быть на связи с постоянным и ценным автором сотруднику газеты Александру Загайнову, и он вновь стал востребованным, отправляя по электронке очередные публикации. Увы, тяжелая форма диабета подкосила жизнь друга, оставив в глубокой печали родных, близких, меня и любимую им газету…

***

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

«Искал я к истине пути, Хотел узнать всему причину…» - так определил свою главную задачу в качестве историка Н.М. Карамзин. Однако, как выясняется, историки бывают разные. Кто-то исследует глобальные былые события, а кто-то в поисках исторической правды опускается в саму жизнь. Пишет о судьбах людских, о домах, улицах и городах. И таким образом история минувших поколений восстает перед читателями, что называется, в лицах. Таким был наш многолетний автор Анатолий Чернов-Казинский. Из его публикаций можно узнать, как жили в Ставрополе мещане и купцы, генералы и губернаторы, чиновники и простые крестьяне. И конечно, его ровесники - школьники послевоенного времени, рабочие, врачи, инженеры, учителя партийные и комсомольские работники в 60-90 годах прошлого века.

Уверен, что все живущие в XXI веке при желании смогут найти немало интересного и поучительного для себя, читая статьи и очерки Анатолия Михайловича. И конечно, узнают историю родного города не только в лицах живших тут людей, но и в фактах, которые он скрупулезно собирал в архивах, и в уникальных фотографиях, которые датируются началом прошлого века.

Для того чтобы рассказать читателям «Ставрополки» об истории краевого центра, он прошагал даже не десятки, а сотни километров по улицам этого города. Заходил во дворы, частные дома и квартиры старожилов. Вел беседы с сотнями своих земляков, которые в ответ на его вопросы вспоминали о пережитом. И так рождались все газетные материалы этого, без преувеличения, известного ставропольского журналиста. Хотя журналистом да и членом нашего творческого союза он стал только... после выхода на пенсию. Так, оказывается, тоже бывает.

В память об этом авторе сегодня газета вновь публикует один из материалов Анатолия Чернова-Казинского, который уже был опубликован в «СП» ровно 10 лет назад - в 2008 году.

Анатолий БЕРШТЕЙН
«Полвека был верен «Ставрополке»»
Газета «Ставропольская правда»
8 августа 2018 года