10:18, 23 июля 2018 года

В Кисловодске обсудили развитие Национального парка

В администрации Кисловодска прошло первое заседание общественного совета по развитию Национального парка «Кисловодский». Его участники обсудили многие насущные проблемы самой значимой природоохранной территории Ставрополья.

Открывая заседание, председатель общественного совета, глава города-курорта Александр Курбатов рассказал о своей недавней встрече в Москве с министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрием Кобылкиным. Помимо прочего речь шла и о взаимодействии администрации города-курорта с руководством Национального парка.

По мнению Александра Курбатова, сейчас Национальный парк находится на некоем «водоразделе». Одни считают, что он должен быть только лечебным, без каких-либо новаций. Другие выступают за то, чтобы в парке появлялись площадки, привлекающие широкие слои населения, в том числе и с платным посещением, что позволит хоть немного снизить внушительное бремя бюджетных расходов на содержание Национального парка.

Очевидно, что здесь необходимо найти золотую середину. Как это сделать, участники первого заседания общественного совета обсуждали на конкретных примерах.

Взять, к примеру, услуги электрокаров. Желающих быстро и без усилий добраться от входа в парк до его сердцевины (от Колоннады до Долины роз) предостаточно. У нижней посадочной платформы почти всегда очередь. Чтобы удовлетворить спрос в часы пик, электрокары вынуждены курсировать почти непрерывно. Казалось бы, все хорошо: эти мини-автобусики не шумят, не загрязняют атмосферу и приносят ощутимый доход.

Увы, у этой медали есть и обратная сторона: курсируют-то электрокары по тем же маршрутам, где проложена велодорожка и где ходят, вдыхая целебные фитонциды, отдыхающие в санаториях. Какой уж тут оздоровительный моцион, когда приходится поминутно шарахаться то от велосипедов, то от маршруток на электрической тяге…

По мнению Александра Курбатова и других членов общественного совета, необходимо разделить маршруты движения пешеходов, велосипедистов и общественного электрического транспорта. Теоретически такая возможность есть: электрокары можно было бы пустить по улице Профинтерна мимо санатория «Родник» с выездом в Долину роз. Но для этого дорогу надо реконструировать, а часть построить заново, на что потребуются многие десятки миллионов рублей. Есть в парке место и для велосипедного трека. Однако для его обустройства опять же необходима внушительная сумма.

Для этого Александр Курбатов предложил открыть в парке движение электротакси. Благо, в ЗАО «Автоколонна 1721» уже несколько лет стоят без дела пять электромобилей «Лада». На городских маршрутах их использовать нерентабельно. А в парке у электромобилей конкурентов не будет.

Что же касается велосипедистов, то тут пока есть единственный выход - быть взаимно вежливыми. То есть пешеходам не заступать на велодорожку, а велосипедистам не заезжать на пешеходную часть.

Не могли члены общественного совета обойти и такую болезненную тему, как засилье центральной части парка (в районе Долины роз) спортсменами. Порой их бывает столько, что отдыхающие не без оснований опасаются, как бы их не сбил с ног какой-либо атлет. А ведь иные не просто бегают, а гоняют на лыжероллерах, которые под горку развивают бешеную скорость. Как объяснил директор Нацпарка Дмитрий Науменко, у него нет никаких правовых инструментов для регулирования таких ситуаций.

Первый заместитель председателя городской Думы Андрей Иванов затронул другую наболевшую тему: чрезмерно загруженный вход в Национальный парк со стороны Колоннады. В былые времена почти все местные и многие приезжие добирались до Долины роз через территорию санатория имени Орджоникидзе. Было очень удобно: поднялся до санатория на рейсовом автобусе и там почти без подъема вышел в центр парка. Но затем, якобы из соображений безопасности, санаторий везде воздвиг высоченные заборы.

В этой связи член Общественной палаты Ставропольского края, бывший глава администрации Кавказских Минеральных Вод Виталий Михайленко предложил радикальное решение проблемы: добиваться передачи санатория имени Орджоникидзе из ведения Росимущества нынешнему куратору Национального парка – Министерству природных ресурсов и экологии РФ.

Также члены общественного совета считают, что посетителей необходимо более-менее равномерно распределить по территории Национального парка. Сейчас подавляющее большинство концентрируется вокруг Долины роз. Значит, нужно создавать альтернативные «точки притяжения». Справедливости ради нужно сказать, что дирекция Нацпарка эту работу уже начала – на полпути к Долине роз построили самую большую на Ставрополье площадку для воркаута и отвечающий мировым стандартам веревочный парк. С каждым днем там становится все более многолюдно. Как сообщил Дмитрий Науменко, примерно через месяц неподалеку оборудуют и площадку уличных тренажеров.

Старший научный сотрудник Пятигорского НИИ курортологии ФМБА России Марина Трубина, рассказывая о множестве лечебных факторов Национального парка «Кисловодский», упомянула и зоотерапию. В этой связи она предложила перенять опыт крупных парков в других странах. Во многих из них есть маленькие

зоопарки. Они как магнитом притягивают ребятишек. А вместе со своими чадами посмотреть на зверушек приходят и взрослые.

Поделился идеей создания новой «точки притяжения» в Национальном парке и Александр Курбатов. В Мемориальном музее-усадьбе художника Николая Ярошенко есть нижняя площадка, которая выходит прямо в парк, к знаменитой Стеклянной струе. Недавно на сцене, смонтированной на этой площадке, давал благотворительный концерт филармонический хор Северо-Кавказской госфилармонии – всех свободно пропускали через проходную музея. Кому не хватило стульев, располагались на зеленом газоне. Пением хора наслаждались и посетители Нацпарка, находившиеся в то время по другую сторону решетки музея-усадьбы. Александр Курбатов предложил снять забор, отделяющий нижнюю часть «Белой виллы» от парка, и с помощью краевого минкультуры выделить дирекции музея целевые средства для регулярного проведения на нижней площадке концертов классической музыки на открытом воздухе.

«В Долину роз - на электротакси»
Газета «Ставропольская правда»
25 июля 2018 года