Неожиданная новость: главный режиссер Ставропольского краевого театра кукол Григорий Гольдман снимается в двухсерийном кинопроекте «Берлин – Аккурган» (Berlin – Akkurgan) в роли Всеволода Мейерхольда. Это тем более интересно, что до сих пор образ Мейерхольда на экране воплотил только его родной внук, актер Пётр Меркурьев.

Лента запущена в производство на студии «Узбекфильм». Автор сценария и режиссер Зульфикар Мусаков в советское и постсоветское время снял более 20 художественных и документальных кинокартин, не раз становился призером национальных и международных кинофестивалей. Его фильмы «Мальчики в небе» и «Свинец» номинировались на премию «Ника».

Не так давно Григорий Гольдман вернулся со съемок, проходивших в Ташкенте. Вот что удалось у него узнать.

«Берлин – Аккурган» задуман как фильм-эпопея, охватывающий время от тридцатых и сороковых годов прошлого века до наших дней. Действие происходит в Москве, Берлине, на фронтах Великой Отечественной войны, в узбекском городе Аккургане, откуда родом главный герой ленты Кузыбой-ата.

Его судьба – судьба человека на фоне грозной эпохи – и есть главный стержень киноповествования.

Помимо вымышленных героев в фильме выведены реальные исторические лица – Сталин, Черчилль, Гитлер и другие.

Фигура великого театрального новатора, русского и советского режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда, роль которого доверена нашему земляку Григорию Гольдману, появляется в одной из «боковых» линий картины, в воспоминаниях известной узбекской актрисы. В тридцатые годы она была направлена в Москву на учебу.

Стажировку по актерскому мастерству юная актриса проходила в Театре Всеволода Мейерхольда. Отношения Мастера и его ученицы в фильме также вписаны в контекст эпохи.

В июне снималось несколько эпизодов с участием Григория Гольдмана. В их числе встреча Мейерхольда и его жены Зинаиды Райх с режиссером и актером Михаилом Чеховым в Берлине; драматическое прощание молодой узбекской актрисы и Мейерхольда перед ее возвращением на родину. Мастер обещает своей ученице большое будущее на сцене. Будущее самого Мейерхольда уже тоже просматривается. Скоро закроют его театр. В 1939 году он будет арестован и обвинен в связи с британской и японской разведками. Через год его расстреляют, погибнет и Зинаида Райх...

Я спросила Г. Гольдмана, каким ему видится его герой, что он вкладывает в эту роль. Григорий Менделеевич ответил, что испытывает огромное сочувствие к трагической фигуре великого режиссера. В сцене встречи Мейерхольда с Михаилом Чеховым оба знают, что ждет Мастера по возвращении в Москву, говорят об этом. По свидетельству М. Чехова, Мейерхольд сказал, что не вернуться он не может, считает непорядочным. Не вернуться – предать Революцию.

Мейерхольд принял октябрь 1917 года безоговорочно. В 1918-м вступил в РКП(б), поставил «Мистерию-буфф» Маяковского «для народных масс». Верил в новую пролетарскую культуру и создавал новый театр. Но революции, как известно, пожирают своих детей...

С удовольствием вспоминает Г. Гольдман, как снимали эпизод с «биомеханикой» – так Мейерхольд называл придуманную им систему актерской «гимнастики», включающую в себя поиски сценического образа через специальные упражнения и этюды. Эпизод родился спонтанно, Григорию Менделеевичу пришлось на ходу, в кадре придумывать упражнения и проводить занятие с молодыми артистами.

Актерский состав в фильме интернациональный. Артисты из Узбекистана Сейдула Молдоханов, Рано Шодиева, Иван Харитонов, Шахзода Матчанова, российские Григорий Гольдман, Кристина Корубко, актриса из Казахстана Кирстина Таирова. В картине заняты также немецкие и английские актеры.

Ожидается, что премьера состоится в конце 2018 года в Московском Доме кино.

Кстати, Ташкент – родной город Григория Гольдмана. С режиссером Зульфикаром Мусаковым они знакомы всю жизнь. В юности Гольдман даже сыграл в его первом студенческом фильме. Мусаков всегда говорил, что Григорий внешне очень похож на Мейерхольда. Обещал, что когда-нибудь снимет его в этой роли.

И вот – снимает.