Взбудоражившие многих в середине весны новости о курсах валют быстро отошли на второй план. Мы начали пристально следить за агрессивно растущими ценниками на автозаправках. Напряженное двухмесячное наблюдение вылилось в акции протеста автомобилистов, прокатившиеся на днях по регионам. Однако их тщетность уже понятна: снижения цен на бензин не будет.

Напомним, что топливо, на протяжении пары лет довольно скромно прибавлявшее в цене, начало резко дорожать в апреле. Средние темпы роста цен на бензин и дизельное топливо в мае вплотную приблизились к двум процентам в неделю. Ряд регионов отметился и более высокой динамикой, фиксирует Росстат. В целом же с начала года цены выросли почти на восемь процентов.

Совершенно не радуют и «местные» цифры. Средняя цена на АЗС в Ставрополе составляет 43,48 рубля (данные официальной статистики на 28 мая). Если посмотреть на «раскладку» и ценники на автозаправках, то мы видим цифры почти 43,4 рубля за литр А-92, тогда как 95-й и вовсе «пробил» планку в 47 рублей. В СКФО цены на топливо выше только в Нальчике. К сожалению, есть основания думать, что это еще не предел. Причем бензин регулярно дорожал на всех АЗС Ставрополья – как на принадлежащих крупным вертикально интегрированным компаниям, так и на небольших местных.

Те, кто следил за официальными объяснениями происходящего, знают, что долгое время они оставались краткими и расплывчатыми. Якобы виной всему стало сразу несколько наложившихся друг на друга обстоятельств, на которые отечественный рынок в силу своей специфики не мог не отреагировать: сошлись и сезонный фактор, и скачок мировых цен на нефть, и повышение акцизов. Прогнозов, как и надежд на лучшее, чиновники не давали. Лишь в мае проблему вдруг признали и резко перешли к борьбе с ростом цен в ручном режиме.

Как видим, в ход пошли даже экстренные меры. В частности, вместо ранее запланированного роста акцизы на бензин и дизельное топливо по решению правительства впервые с 2015 года снижены. Но, к сожалению, это отнюдь не стало поводом для радости, как признал вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий в новом кабмине топливно-энергетический комплекс, на розничных ценах это не отразится, и отката цен, который россияне все же ожидали после стабилизации мирового рынка, не будет. Правда, крупнейшие нефтяные компании в ходе переговоров с властями в обмен на снижение акцизов на месяц раньше, чем планировалось, выразили готовность в июне зафиксировать уровень цен на топливо по состоянию на 30 мая. То есть, по большому счету, сейчас остается надеяться, что мы хотя бы к осени не увидим АИ-92 по 50 рублей за литр…

По репортажам с митингов и пикетов в крупных российских городах можно отметить, что в некоторых случаях эти акции нашли поддержку со стороны местных властей. К сожалению, как-то повлиять на турбулентность с топливными ценами в регионах никто не в силах – сколь-нибудь реальных рычагов попросту нет. Это в разговоре с корреспондентом «СП» подтвердил министр энергетики, промышленности и связи СК Виталий Хоценко: «Стоимость горючего в Ставропольском крае выросла, единственное исключение – компримированный природный газ. Это не оказывает хорошего влияния на региональную экономику. В случае резкого повышения цены мы реагируем обращением в антимонопольную службу». К слову, под резким в данном случае подразумевается подорожание за неделю больше чем на полрубля – понятно, что нефтяники обычно балансируют на грани разрешенных пределов.

Президент Торгово-промышленной палаты края Борис Оболенец, говоря о том, что ставропольские предприниматели, чей бизнес зависит от стоимости топлива, пока громко не заявляют о своих трудностях, подчеркивает: «Это не значит, что они согласны с ростом цен на бензин. Для них точно прибавилась еще одна головная боль, но они пока сохраняют надежду на стабилизацию. Если ситуация не изменится, то многие вполне могут разориться».

В Ставропольском отделении объединения перевозчиков России подтверждают: уже давно понятно, пикеты эффекта не принесут. Потому ведется масштабное и детальное обсуждение возникших проблем и их последствий не только с транспортниками, но также и с фермерами, профсоюзными объединениями, казачеством, общественниками и т. д. Ведь острое недовольство и негодование действительно назрели как среди перевозчиков, так и у всех владельцев автомобильной техники. Совсем не исключено, что нынешняя фиксация цен на топливо – лишь временное явление, говорит глава краевого отделения Юрий Распопов. Потому нужно быть готовыми к тому, чтобы предложить действенные меры.

К слову, ставропольские перевозчики уверены, что резкий рост цен через некоторое время вынудит местные власти поднять цены на проезд в общественном транспорте. «Тарифы на проезд в силу понятных причин поднимаются нечасто, и их рост объективно не успевает за подорожанием топлива, запчастей и услуг по ремонту машин… В итоге мы оказываемся на грани выживания», – сказал «СП» руководитель одной из компаний-перевозчиков на условиях анонимности. Переложить увеличенные топливные затраты на клиентов полностью не получится и у таксомоторных компаний, утверждают их работники. И откровенно намекают на то, что из-за подорожания бензина, скорее всего, пострадает качество технического обслуживания автомобилей.

Более смелые в оценках своей участи аграрии, ведь рост цен на ГСМ пришелся аккурат на посевную. Аукнется он и при сборе урожая, уверяет депутат краевой Думы, руководитель СПК «Колхоз «Терновский» Иван Богачёв. «Прихватило хорошо, скоро можем попасть в такую дыру, что вылезать придется очень долго. Как бы ни кивали, что это рынок, но у нас его нет! У нас самый настоящий базар, – эмоционально рассуждает он. – Еще год назад солярка стоила 36 рублей за литр, теперь «гостовская» больше 46. А евро и вовсе не купишь меньше 53 рублей. В эту посевную впервые за долгое время мы были вынуждены от него отказаться, пришлось закупить 100 тонн «гостовского» топлива, хуже по качеству. Посевная в итоге обошлась намного дороже, себестоимость продукции точно возрастет. Иначе как потом окупать эти траты? Вспомним еще, что в прошлом году цены на зерно упали, обернувшись колоссальными потерями для крестьян, плюс убрали часть субсидий и сократили несвязанную поддержку… Что будет дальше, меня очень волнует».

Данные краевого минсельхоза подтверждают опасения. В ведомстве уточнили, что с начала 2018 года оптовые цены на дизельное топливо выросли в среднем на 18,7 процента. В рублях это плюс 8,3 тысячи рублей за тонну. Поднимали расценки почти одинаково все основные поставщики, работающие в регионе.

Напоследок пару слов о перспективе. Конечно, россиян уже не так просто впечатлить ростом цен на что-либо. Но стоит добавить, что вся эта история с топливом подрывает только зародившуюся веру населения в постепенное снижение инфляции. В мае инфляционные ожидания россиян на год вперед резко выросли до уровня в 8,6%. Оценка наблюдаемой инфляции также увеличилась до 9,2%, хотя в апреле этот показатель был почти на процент меньше. Это данные недавнего опроса, проведенного по заказу Банка России. Их подоплека понятна: дорожающий бензин обычно разогревает цены на все остальное, ведь транспортная компонента существенна в себестоимости большинства товаров.

Упомянутые цифры красноречиво отражают резкую смену в настроениях граждан. Правда, ЦБ пока оптимистичен и трактует эту статистику лишь как временное изменение тренда (ведь последние два года инфляционные ожидания планомерно снижались, что в итоге позитивно отразилось на денежно-кредитной политике Центробанка). Искренне хочется в это верить, но мне кажется, ситуация повернется совершенно иначе, как только будет преодолена психологическая отметка в 50 рублей за литр бензина...

****

«СП» провела опрос ставропольцев-автолюбителей. Нет резона на газетных страницах приводить все мнения. Ведь негативно оценивают рост цен на бензин абсолютно все, при этом большинство отказываться от автотранспорта не намерено. А в целях экономии одни по возможности избегают поездок на дальние расстояния, другие немного сменили манеру вождения на более плавную. Много и тех, кто стал больше внимания обращать на бонусные акции автозаправочных сетей.

Впрочем, некоторые все же подумывают о пере-оборудовании автомобиля под использование газового топлива. Отзывы свидетельствуют, что затраты в несколько десятков тысяч рублей быстро «отбиваются». Как правило, останавливает лишь тот момент, что газозаправочных станций в крае не очень много.