07:40, 25 мая 2018 года

Штрафы за нарушения ПДД планируют направить в дорожные фонды регионов

О плюсах и минусах новации комментарий нашего постоянного эксперта Романа Савичева, генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое в профессиональной среде признано одним из крупнейших в России согласно данным рейтинга авторитетного портала Право. ру.

- Соответствующий законопроект – о поправках в Бюджетный кодекс РФ – был предложен Минтрансом и принят Госдумой России в первом чтении в апреле прошлого года, - говорит Роман Савичев. – Профильный комитет по бюджету и налогам рекомендует принять его во втором чтении. И, я думаю, мы получим новый нормативный акт в июне нынешнего года. Тем более что Президент РФ Владимир Путин в недавнем Послании Федеральному Собранию сделал акцент на том, что на строительство и обустройство дорог планируется направить около 11 триллионов рублей в течение шести лет. Это очень большие деньги, и в условиях нестабильности нашей экономики рассчитывать на них региональным дорожным фондам – все равно что делить шкуру неубитого медведя. По данным Минтранса, в прошлом году объем этих фондов (без Москвы и Санкт-Петербурга) составил лишь 601 миллиард. К слову, Ставрополье на фоне многих регионов выглядит очень хорошо: его дорожный фонд в прошлом году составлял 7,2 млрд (для сравнения: Севастополь – 408 млн), а в нынешнем году запланировано около 9 миллиардов.

Напомню, что сегодня региональные дорожные фонды формируются за счет денег, поступающих от акцизов на топливо и масло, транспортного налога и трансфертов из федерального бюджета. В эту же «копилку» в соответствии с законопроектом планируется направить штрафы за нарушение ПДД. Казалось бы, плюс – он и в Африке плюс: больше построим и отремонтируем дорог. Однако это благо для богатых регионов.

Дело в том, что сегодня «штрафные» деньги и так идут в бюджеты регионов, однако тратятся на усмотрение местных властей на цели, подчас вообще не связанные с дорогами. Например, на строительство или ремонт больниц, детсадов, домов культуры и т. д. Законопроект предлагает, как говорят специалисты, «окрасить» эти деньги, чтобы они целевым образом поступали лишь на дороги. Что, понятно, не вызвало энтузиазма у ряда регионов. Например, законодательный орган Карачаево-Черкесии прислал отрицательный отзыв, мотивируя его тем, что передача штрафов за ПДД в дорожный фонд приведет к уменьшению средств, направленных на социальную сферу. Логика здесь есть: многие бедные регионы привыкли в значительной степени жить на трансферты центра (в т. ч. на дороги) – это легче, нежели зарабатывать самим или тратить заработанное строго по целевому назначению.

Кроме того следует признать, что штрафы за нарушение правил дорожного движения – это труднопрогнозируемый и нестабильный источник пополнения регионального дорожного фонда. Как известно, личный состав ГИБДД подвергся сокращению – в отдельных территориях на 20 процентов, и сегодня все реже можно встретить инспекторов ГАИ вне стационарных постов. Поэтому основная часть штрафов собирается с помощью камер. Однако установка камер фиксации регламентируется определенными правилами и техническими ограничениями, они долго функционируют на одном месте, в результате водители их примечают, перестают нарушать правила, и, соответственно, доходы в бюджет падают.

И, кстати, статистика тоже говорит об осторожности водителей: по данным ГИБДД, число камер за прошлый год увеличилось на 30 процентов (до 13,2 тысячи), а число постановлений и штрафов только на 3,2 процента (до 12, 6 млн). Хотя, конечно, никто не спорит – это благо, если водитель не нарушает, даже если его «тормозит» камера. Нужно учитывать и такой момент: в будущем регионы все чаще будут прибегать к помощи частных фирм, инвестирующих средства в систему фиксации нарушений ПДД. Удовольствие это недешевое, поэтому «отбивать» свои деньги они будут за счет штрафов. Такое практикуется уже в Москве и некоторых других городах. То есть в этом случае штрафные финансы не попадут в бюджеты субъектов РФ. В общем, видимо, государству следует подумать о более стабильных источниках для региональных дорожных фондов.

В этой связи хочу обратить внимание читателей еще на один законопроект, связанный с автодорожной темой. Недавно он внесен в Госдуму РФ и предполагает внести изменения в Налоговый кодекс РФ, дабы исключить электромобили из налогооблагаемой базы с начала 2019 года. По статистике, на 1 июля 2017 года по нашей стране бегало всего 1100 электромобилей. В том числе в Кисловодске несколько таких авто эксплуатирует местное транспортное предприятие. Но процесс этот в стране не пошел, в том числе по причине дороговизны электроавтомобилей и отсутствия необходимой инфраструктуры (зарядных станций) для их обслуживания. Поэтому льготы в виде отсутствия транспортного налога проблемы, видимо, не решат. Со стороны государства, раз уж мы задумались об экологии, нужны более действенные протекционистские меры.

«Штрафники заплатят за дороги»
Газета «Ставропольская правда»
25 мая 2018 года