05:15, 18 мая 2018 года

«Мы не могли умереть как коммунисты…»

- Война застала меня в поселке Иноземцево, – рассказывает моя прабабушка Лидия Захаровна Балаганская. – Как жили? Как все в то время: мы, дети, собирали в поле колоски, выкапывали картошку, если найдем, конечно. Время-то голодное... Мне было всего 14 лет. Когда чуть подросла, пошла работать: сначала завхозом в родном селе Николаевка Минераловодского района, потом экспедитором. Была продавцом. Хоть и не принимала участия в боях, но смерть видела. А кто ее в годы войны не видел? Хорошо помню, как немцы на нас наступали…

Лидия Захаровна на минутку задумалась. Помолчала, собираясь с мыслями. Продолжила рассказ: – Все очень испугались, попрятались кто где мог. Один раз довелось мне раненого солдата перевязывать. Он лежал прямо на железнодорожных рельсах. Наверное, фашисты думали, что он уже мертв, и бросили, не стали добивать. А солдатик-то был еще жив! Мы с моим отцом подобрали его. Видим, что ранен очень тяжело. Отец сказал: «Не жилец...». Мы его перевязали, он, горемычный, еще часок пожил. Да только все равно умер...

Вдвоем отец и дочь похоронили солдата у здания сельсовета. Его фамилию они так и не узнали. Сохранилась ли могила до наших дней, к сожалению, Лидия Захаровна тоже не знает. Но очень надеется, что память о погибшем жива, ведь свидетелями того случая были еще несколько человек. «После войны должны были сельчане могилку эту обиходить. Не такой народ там живет, чтобы забыть и забросить», – убеждена прабабушка. За трудовую деятельность в тылу Лидия Захаровна награждена медалью «Труженик тыла». За многолетний добросовестный труд имеет звание «Ветеран труда».

Прадедушка Тимофей Михайлович Гусев родился в 1927 году в крестьянской семье.

– Рос я, – вспоминает он, – недалеко от своей дорогой Лидочки, в селе Куршава Минераловодского района. Мы с ней ровесники. Когда началась война, я был совсем мальчишкой. В то время мы все рвались бить фашистов. Некоторые ребята ухитрялись в документах накинуть себе годик-другой, чтобы на фронт взяли.

Тимофея Михайловича призвали в ряды Красной армии в 1944 году. После учебки попал на Дальний Восток, на японскую войну. «На войне, конечно, страшно. Как же не бояться, если взрывы кругом, люди гибнут? И это же самое злости прибавляло, чтобы страх заглушить!» – и дедушка приосанился, видимо, вновь припоминая далекие, не стершиеся из памяти чувства. Потом рассказал, как перед первым боем его и еще нескольких ребят приняли в комсомол, торжественно вручили комсомольские билеты.

– Мы не могли умереть как коммунисты – молодые еще. Зато могли погибнуть как комсомольцы. Это тоже было почетно! – продолжал вспоминать прадедушка. А я вздохнула и подумала: как же изменились люди с тех пор. Каким ты был, дедуля, в молодые годы?..

Тимофей Михайлович был наводчиком 616-го артиллерийского полка. Затем его перевели в другой полк – 1122 РВК. И награды он имеет: орден Отечественной войны, медали «За боевые заслуги» и «За отвагу».

Когда война закончилась, прадедушка продолжал служить в Красной армии. Только в 1953 году был уволен в запас. В августе того же года поступил на работу на талевый рудник. Спустя два года, в 1955 году, переехал из поселка Иноземцево в строящийся город Лермонтов, где стал трудиться в горно-химическом рудоуправлении. Получил квартиру. В 1970 году, проведывая в поселке Иноземцево друзей, познакомился со своей Лидочкой. В том же году Тимофей Михайлович женился и перевез жену к себе. В 1977 году вышел на пенсию.

Оказывается, родных детей у Лидии Захаровны не было. В детстве я об этом не знала. Дети ее мужа, моего прадедушки, сын Саша и дочь Таня, стали родными, общими. И внуки Роман, Алёша, Инна – тоже. Их всех наша «приемная» прабабушка вынянчила и вырастила в любви и нежности. И нас, пятерых правнуков, любит всем сердцем. Какой пример женской мудрости ты мне подала, моя бабуля!

Юлия Гусева, юнкор ЦТ «Радуга»
««Мы не могли умереть как коммунисты…»»
Газета «Ставропольская правда»
18 мая 2018 года