06:49, 16 мая 2018 года

История о том, как слепой путешественник Тони Джайлс побывал в Ставрополе

Но другие комментаторы оценили эту новость иначе – что смысл непременно есть. Что слепые Тони Джайлс и его спутница Татьяна большие молодцы! Один парень написал: «Аж дрожь пробирает! Почувствовать весь мир и не увидеть его глазами!». А что думает об идее своих путешествий сам Тони?

Мы здороваемся. Тони не отпускает мою руку, изучает:

– Какой красивый цветок! – с неподдельным энтузиазмом восклицает англичанин, нащупав на пальце кольцо в форме лепестков. Позднее мне становится понятно, что так эмоционально он реагирует на все.

– Все англичане – они как дети! – делится своими наблюдениями переводчица Настя. – Их все радует, словно у них не бывает пасмурных дней.

Не портит настроение путникам даже старательно гримировавшая Ставрополь под Лондон мокрая погода. Прокладывая белой тростью свой путь, два чужеземца исследуют проспект Карла Маркса, но спешат укрыться от дождя в уютной мастерской художественного училища. Здесь их ждет гончарный круг и податливая глина, готовая к преображению: Тони делает горшочек, который после обжига спустя месяц догонит своего творца в конечной точке странствия по России – Санкт-Петербурге. А пока кругосветчики отправляются на тактильную экскурсию в краеведческий музей и казачью антикварную лавку, они спешат на встречу с читателями в библиотеку для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского.

Такую программу подготовили для необычных гостей ставропольские участники Всемирного клуба гостеприимства «КоучСёрфинг» (от английского couch surfing – «сёрфинг по диванам»). Здесь единомышленники, жаждущие путешествий, в любой точке мира могут найти крышу над головой и компанию для приключений. Сегодня ты гостишь у программиста Чжана в Пекине, завтра у повара Ахмеда в Рабате, а послезавтра студентка Элли из Миннеаполиса ночует в своей палатке в твоей однокомнатной квартире. Так и подобралась в Ставрополе компания радушных Ивана, Игоря и Насти. Последние двое укрощали великий и могучий русский язык для англоговорящих гостей.

*****

Тони Джайлс давно практикует такой способ путешествий, посетив более 120 стран мира и ступив на все континенты нашей планеты, включая Антарктиду. А ведь он с рождения слеп и тугоух.

– Тебе не бывает страшно?

– Я чувствую себя как альбатрос, летящий в небе. Мой путь – это не просто перемещение в пространстве. Страшно не бывает, просто иногда возникают трудности с языком.

Его спутница Татьяна из Греции, пытается поспевать за своим путеводителем, но у нее есть один страх:

– Я боюсь потеряться и никого не найти, кто мог бы помочь. Однажды мы оказались в небольшой деревеньке, мы не знали, куда идти и где переночевать, и решили поймать автомобиль. Спустя время люди остановились и доставили нас к ночлегу. Я до этого никогда не терялась, но бывало ощущение, что прошло много времени.

Однажды в Канаде пришлось нелегко: Тони в лесу установил палатку, пошел гулять, а когда вернулся, то не обнаружил ее на месте или место было не то. На ближайшей дороге он остановил автомобиль, попросил водителя помочь сориентироваться в пространстве и найти пропажу, но все было тщетно. В полиции сказали, что, скорее всего, это проделки медведя. С тех пор у Тони есть своя легенда про бурого, который проводит зимнюю спячку в туристической палатке.

Если у домашней Тани не так много опыта в перемещениях и приключениях, то для ее спутника это сложившийся образ жизни:

– Когда я был маленьким, путешествовал с отцом, он был военным. В 16 лет обошел на корабле Англию. Люди думают, что слепота для меня проблема и я не могу получить удовольствие от путешествий. Это неправда, потому что я не знаю разницы и не ощущаю, насколько я ограничен. Я нашел в своем положении плюсы. Современные устройства помогают мне нормально пользоваться Интернетом, – Тони надевает наушники поверх слуховых аппаратов и вслушивается в компьютерный голос. – Конечно, частый вопрос про деньги. Я получаю пособие по инвалидности и перешедшую мне после ранней смерти отца пенсию. Еще пишу книги и продаю их в Интернете.

Можно даже сказать, что решение отправиться в неведомые дали спасло Тони Джайлсу жизнь, уведя от пропасти алкогольного забвения. Тот тяжелый период жизни сказался на здоровье: начали отказывать почки. Сейчас приходится жить на таблетках и периодически проходить гемодиализ. Поэтому в России о рюмке традиционной водочки не могло быть и речи. Зато остальные атрибуты приобщения к нашей культуре полностью вписались в концепцию ЗОЖ.

Знакомство со стереотипной Россией продолжилось музыкой и угощениями. Без особого энтузиазма побренчали на балалайке, но искренне восхитились звучанием инструмента в исполнении виртуоза Алексея Архиповского, попросили обязательно прислать ссылку на подборку его аудиозаписей. Отведали блинов с неподдельной красной икрой:

– Неловко получилось: икра разбежалась по тарелке, и гости первое время в недоумении жевали простой блин. Пришлось вмешаться, собрать самое вкусное в их ложки, чтобы люди успели распробовать весь цимес, - рассказывает Иван.

Очень порадовались интуристы шершавой деревянной матрешке из пяти кукол. «Она восхитительна!» – повторяла Татьяна.

– Как вы опишете Россию?

– Страну или людей?

– И то, и другое.

– Страна очень-очень-очень... – англичанин разводит руки в стороны во весь размах своих альбатросских крыльев – большая, – выдыхает он с улыбкой. – Люди добрые, готовые помочь. Когда идут по улице, кажется, что они холодные, но когда сядешь и поговоришь, то очень задушевные, эмоциональные.

– Я очень интересуюсь российскими писателями. Мне нравится Гоголь. Слушаю музыку Чайковского, – добавляет Таня.

*****

Кажется, что слепым путешественникам нужно обязательно и во всем оказывать разную помощь, даже в мелочах. Но это вовсе не так.

– Тони открытый и более доверчивый. Когда его берешь за руку, он просто следует за тобой. Татьяна не такая, она продолжает каждый сантиметр пути ощупывать своей белой тростью. Без «навигации» соглашается идти только под руку с Тони. Поэтому наше исследование Ставрополя шло довольно медленно, – рассказывает Игорь.

Помятуя строгое «я сама!», Иван как-то попытался предложить гордой гречанке помощь с вещами. Вспомнив весь свой английский, он изрек: «Сними свою одежду!». Фраза прозвучала весьма двусмысленно. Однако все кончилось дружным смехом, а не международным скандалом. Тем более что сам Тони, воплощая стереотип об английском юморе, то и дело рассказывает скабрезные анекдоты или заигрывает с Татьяной, которая, наигранно смущаясь, просит его прекратить.

– Как вы познакомились?

Женщина делает предвкушающее причмокивание и точным движением кладет руку на ладонь Тони, сидящего рядом в гончарной мастерской.

– О, это забавная история! Я написала Тони, после того как нашла о нем статью в Интернете. Мы подружились, обменивались письмами полтора года, а потом он спросил: «Я могу остановиться у тебя?». Я была смущена и ответила, что живу с родителями, это будет неудобно. Поэтому он сам нашел хостел, куда я приходила к нему. Мы ужинали, гуляли, пили кофе... С тех пор прошло восемь лет.

С таким же самозабвенным удовольствием, как и историю знакомства, путешественники вспоминают Париж: людей, Эйфелеву башню, Нотр-Дам, улиток в хорошем ресторане. И совсем не возникает мысли: «Бедные люди, ничего не видят!». Возникает другая, сумасбродная: может, наши глаза – это и наше проклятие? Мы видим страх в глазах друг друга, а они – нет. И хочется даже на миг ослепнуть, чтобы понять, как это быть альбатросом, летящим в небесах.

Прасковья ЗАТЕЙКО
«Альбатрос в небесах»
Газета «Ставропольская правда»
16 мая 2018 года