Нечасто генпланы городов обсуждаются столь активно и заинтересованно, как это происходит в Кисловодске. Давно ясно, что курорт остро нуждается в адекватном документе, изначально близком к нынешним реалиям и учитывающем особый статус города. Действующий же генеральный план, принятый всего несколько лет назад и красиво расписывающий будущее курорта, тест на жизнеспособность не прошел. Теперь появились веские основания, чтобы город обзавелся новым документом.

«Ставропольская правда» уже сообщала о том, что было принято принципиальное решение: за счет прилегающих районных земель Кисловодск почти по всему периметру должен обрасти новыми территориями, куда в ближайшей перспективе можно будет вывести жилищное строительство. В декабре минувшего года прошли публичные слушания проекта генплана курорта в новых (пока еще предполагаемых) границах. Горожане подходы в целом одобрили, хотя, конечно, без определенных замечаний не обошлось. Ставить оценку документу настала очередь экспертного сообщества, и мы также говорили читателям о том, что к процессу подключилась Общественная палата края. Утвержденное ею заключение на проект было направлено в адрес губернатора, председателя Думы края, администрации и общественного совета города-курорта Кисловодска. Некоторые моменты заключения довольно любопытны.

Наверное, стоит оговориться, что любой генплан далеко не панацея и не решит мигом вороха накопившихся проблем. Но важно, чтобы он точно не усугубил их и позволил в перспективе выйти из того штопора, в котором оказался федеральный курорт. Ведь не секрет, на протяжении очень многих лет Кисловодск застраивали точечно и хаотично – кому где вздумается, вне зависимости от охранных зон. В результате одно здание перекрыло некогда намеченную в градостроительных документах транспортную развязку, другое заняло место запланированного сквера, третье вытеснило будущую школу… Десятилетия смутного времени привели также к безвозвратной утрате ряда памятников культурного наследия, массовой вырубке зеленых насаждений, разрушению полноценной курортной зоны для отдыхающих… Список можно продолжать чуть ли не бесконечно.

Если резюмировать, то общественники в проекте нового генплана наконец увидели желаемое: разработчики не только учли нынешнюю неразбериху с застройкой и планы по туристической загрузке курорта, но и посмотрели на развитие города комплексно. Причем именно с точки зрения статуса курорта федерального значения, что само по себе является ноу-хау. При этом, что также важно, генплан разработан в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и отражает реализацию перечня поручений Президента России, а также ряда мероприятий, утвержденных ранее постановлением Правительства РФ.

«Долгие годы вопросы экологии, сохранения и рационального использования природных лечебных ресурсов в регионе Кавминвод, к большому сожалению, не были в числе приоритетных. Вспомним, что эту зону упорно называют туристско-рекреационной, а не бальнеологической. Но санаторно-курортное лечение, реабилитация и профилактика, а также защита окружающей среды региона – это глубоко социальные вопросы, которые в первоочередном порядке нужно решать. Туризм же вторичен, его нельзя развивать в ущерб лечебной и гидроминеральной базе, – подчеркивает председатель Общественной палаты СК Николай Кашурин. – Теперь же сделана попытка максимально проработать вопросы сбережения оздоровительного потенциала Кисловодска, учесть особый правовой режим хозяйственной и иной деятельности в зоне горно-санитарной охраны курорта. Вместе с тем в стороне не остался и такой важный пункт, как комфортное проживание местного населения».

По словам Н. Кашурина, Кисловодск стал первым из городов-курортов, в проекте генплана которого нашли отражение многие предложения Общественной палаты и экспертного сообщества. В частности, впервые ребром поставлен вопрос об антропогенной нагрузке на курорт и допустимом количестве жителей. Для города в имеющихся границах 135 тысяч жителей – это предел, который давно и безоглядно превышен неконтролируемой миграцией: сейчас показатель плотности населения равен 1898,4 человека на квадратный километр. Именно поэтому необходимо значительно расширить границы города согласно генплану и вести жилую застройку в «добавленной» зоне. И если Кисловодск, как и предполагается, прирастет 126 квадратными километрами, это позволит снизить плотность населения курорта очень сильно – до 682 человек на квадрат. А это уже показатели, характерные для курортов, в том числе и зарубежных.

Было бы неверным не говорить и о болезненных, хотя давно назревших решениях. В частности, не могут оставаться в нынешнем виде заселенные первая и вторая зоны горно-санитарной охраны, где долгое время не соблюдался запрет на застройку. Там проживает примерно две с половиной тысячи человек. Их планируется постепенно расселить, со временем обеспечив полный вывод жилого фонда из современной курортной зоны, увеличив ее на 115 гектаров.

Улучшению экологической обстановки и сдерживанию антропогенной нагрузки помогут и категорические запреты на строительство. В Кисловодске не должно появляться высокоэтажных зданий и сооружений. А в первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта и, без преувеличения, в многострадальной исторической части города вообще не должно появляться новых строек. Только так будут созданы условия для того, чтобы культурно-исторический центр курорта получил статус исторического поселения регионального значения с особыми параметрами нормирования застройки и реконструкции.

Между тем еще один рецепт спасения «задыхающегося» Кисловодска – в снижении транспортной нагрузки за счет повышения эффективности внутренней и внешней транспортной сети, ограничения въезда автотранс-порта в город и его курортные зоны, а также в приобретении экологически чистого, «зеленого» общественного транспорта. «Исключительно с положительной стороны можно отметить предусмотренное проектом генерального плана Кисловодска строительство перехватывающих парковок, развитие электротранспорта и необходимой для его работы инфраструктуры, – добавляет Н. Кашурин. - Вместе с запретом на въезд в курортную зону всем видам автомобильного транспорта, за исключением работающего на газомоторном топливе. Все это вернет один из главных природных лечебных факторов Кисловодска – кристально чистый воздух. Не случайно же в советские годы въезд в курортную зону транспорта был категорически запрещен».

По мнению общественников, в ход должны идти лишь категорические ограничения, о чем почти три года упорно напоминала властям всех уровней Общественная палата региона. Нынешнее положение дел может привести к печальным последствиям. Ведь на территории Кисловодска зарегистрировано уже 42 тысячи автомобилей, львиная доля которых индивидуальные. А если прибавить тысячи иногородних машин, ежедневно въезжающих в город-курорт!

Не будут неожиданными и слова о плачевном состоянии десятки лет не ремонтировавшихся инженерных сетей Кисловодска, что реально угрожает загрязнением и исчезновением источников минеральной воды. Так, по имеющимся данным, главный канализационный коллектор города, построенный в 1930 году, в три раза превысил нормативный срок эксплуатации, его износ составляет сто процентов. Близка к такому же критическому уровню и ливневая канализация. Проектом генплана наряду с прокладкой новых водоводов предусмотрена реконструкция восьми резервуаров систем водоснабжения и водоотведения и строительство одного нового. Не обойтись и без реконструкции систем ливневой канализации и строительства еще одного канализационного коллектора.

Добавим также, что запланировано озеленение и расширение лесопарковой зоны Кисловодска. В проекте генплана предусмотрено увеличение площади городских парков, скверов и бульваров до 350 гектаров и, что немаловажно для их сохранения, формирование лесопаркового зеленого пояса города и защитной буферной зеленой зоны источников питания минеральных вод. При этом на одного человека будет приходиться более 23 квадратов зеленых насаждений, что соответствует норме и в российской, и в мировой курортной практике, утверждают эксперты.

«По результатам анализа члены рабочей группы Общественной палаты пришли к выводу, что проект генерального плана Кисловодска представляет собой комплексный документ, составленный в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, – отмечает Н. Кашурин. – При четком его исполнении будет получен мультипликативный эффект. Генплан направлен на улучшение экологической обстановки в городе-курорте федерального значения, снижение антропогенной и техногенной нагрузки, создание комфортных условий для проживания и оздоровления граждан».

Добавим, что проект генплана разбит на два этапа реализации – до 2027 и 2042 года включительно.

P.S. К слову, Общественная палата края не упускает из вида и нашумевшие федеральные законопроекты, затрагивающие интересы Кавминвод. Так, ставропольские общественники активно выступали против тех инициатив, что предполагали передачу санаторно-курортных учреждений и инфраструктуры в частные руки с правом чуть ли не безграничного их использования. Также, напомним, под давлением общественности был блокирован нашумевший проект закона № 555658-6, который, по сути, предусматривал отмену статуса курортов федерального, регионального и местного значения, существенное ослабление режима округа горно-санитарной охраны курорта.