07:32, 30 марта 2018 года

Ставропольский край обновляет коммунальную инфраструктуру даже при дефиците средств

Решение проблемы требует громадных финансовых вливаний. Однако в условиях нынешней ограниченности бюджетных средств регионам довольно сложно интенсивно обновлять инфраструктуру. Тем не менее на Ставрополье ежегодно вводятся в строй новые объекты, что позволяет снизить напряжение и не допустить серьезных сбоев в работе краевого коммунального комплекса. В частности, в 2017 году было улучшено обеспечение питьевой водой почти 30 тысяч ставропольцев – краевым властям удалось реализовать в сельской местности несколько проектов по модернизации систем водоснабжения, рассказал «СП» министр ЖКХ Ставропольского края Роман МАРЧЕНКО.

- Не секрет, что основная часть объектов коммунальной инфраструктуры строилась в 60 - 70-х годах прошлого века, а нормативный срок эксплуатации составляет не более 30 лет. Уровень их износа по отдельным системам достигает 80 - 100 процентов. Безусловно, в первоочередном порядке они включаются в перспективные планы, и министерство в каждом случае пытается найти комплексные решения.

Так, замена участков водоводов общей протяженностью 6,8 километра в Изобильненском городском округе позволила улучшить водоснабжение четырех населенных пунктов с населением более 3 тысяч жителей. В Кочубеевском районе был заменен участок подводящего водовода к резервуарам хутора Сотникова и осуществлен запуск водопроводных очистных сооружений хутора Барсуковского. Более 650 хуторян теперь обеспечены централизованным водоснабжением. Все мероприятия выполнены за счет материально-технических ресурсов аварийного запаса министерства ЖКХ.

Всего же в 2017 году на замену аварийных участков и реконструкцию коммунальных сетей было выделено материально-технических ресурсов на сумму 67,3 миллиона рублей.

Не могу не сказать о том, что был радикально решен вопрос с качеством питьевой воды в населенных пунктах Петровского городского округа. Семи муниципальным образованиям из краевого бюджета были выделены субсидии на общую сумму 10,5 миллиона рублей на приобретение оборудования для обеззараживания питьевой воды, которое уже введено в эксплуатацию. Это улучшило качество воды для 25 тысяч человек.

Работа по обеспечению качественным водоснабжением жителей края продолжается. Вопрос находится на особом контроле губернатора Ставрополья. В этом году готовится к реализации еще несколько важных проектов. Так, Минстроем России и правительством Ставропольского края заключено соглашение о предоставлении субсидии на строительство комплекса объектов водоснабжения станицы Беломечетской Кочубеевского района. В него войдут подводящий водовод протяженностью 2,9 километра, разводящий трубопровод по станице общей длиной 7,1 километра, насосная станция первого подъема производительностью 1200 кубометров в сутки и очистные сооружения. Также предусмотрено проведение ремонтно-восстановительных работ двух резервуаров-накопителей по тысяче кубометров каждый. Общая стоимость проекта составляет более 120 миллионов рублей. Из них львиная доля - средства федерального бюджета, остальные добавит бюджет края. Реализация проекта позволит уже в 2018 году обеспечить больше 2 тысяч жителей станицы качественной питьевой водой.

Кроме того, в рамках комплексного развития Кисловодска до 2030 года Правительством Российской Федерации принято решение о включении мероприятий, связанных с модернизацией инженерной и коммунальной инфраструктуры города, в раздел перспективных.

- Роман Алексеевич, комплексный подход к решению подобных вопросов выражается и в привлечении органами власти инвестиций в отрасль. Как в этом плане идет работа?

- Действительно, обновление коммунальной инфраструктуры происходит в том числе и за счет внешнего финансирования. Привлечение инвестиций в ЖКХ края происходит в первую очередь за счет реализации коммунальными предприятиями инвестиционных программ. В крае действует 18 таких программ в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения. Их суммарное финансирование в прошлом году составило 62,3 миллиона рублей.

Наиболее заметные для потребителей результаты достигнуты при реализации инвестпрограмм в сфере теплоснабжения. Так, в 2017 году в крае реконструировано 11 котельных, что способствовало повышению качества оказания услуги по теплоснабжению для 240 тысяч человек и 73 социальных объектов.

Вместе с тем необходима более активная работа местных администраций по привлечению инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство в территориях. Муниципалитетам нужно плотно поработать с ресурсниками, чтобы «привязать» их инвестиционные программы к реальным нуждам и перспективам развития поселений. Пересмотр и актуализация действующих инвестиционных программ должны быть завершены до 1 апреля.

- Сохранность коммунальной инфраструктуры во многом зависит от своевременных и полноценных мероприятий по подготовке к холодам, на которые обычно приходится основная нагрузка на сети. Как бы вы оценили итоги минувшего осенне-зимнего периода?

- Все запланированные подготовительные работы на объектах коммунального назначения выполнены в полном объеме. Паспорта готовности к работе в осенне-зимний период вовремя получили все теплоснабжающие предприятия.

По итогам проведенных Кавказским управлением Ростехнадзора проверок муниципальных образований паспорта готовности получили 218 поселений, в Кисловодске и Лермонтове были выявлены нарушения. В связи с этим в этих городах были проведены повторные проверки. Тем не менее отопительный сезон в крае проходит стабильно, все котельные проработали зимние месяцы в штатном режиме.

- Говоря об инфраструктуре краевого ЖКХ, было бы неправильно обойти тему обращения с отходами. Ставрополье стало одной из пилотных площадок в нашей стране. Наша газета уже писала о том, что мы в числе пио-неров ввели новую систему. Насколько она жизнеспособна и эффективна, на ваш взгляд?

- На протяжении всего подготовительного этапа министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края плотно работало над созданием условий, необходимых для успешного запуска новой системы. В частности, много усилий потребовало формирование нормативно-правовой базы. И в числе прочего утверждена региональная программа, которая предусматривает меры по стимулированию утилизации отходов в Ставропольском крае, выявлению мест несанкционированного размещения ТКО. А также одна из ее целей - предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидация его последствий.

В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Ставрополье разделено на четыре территории для региональных операторов - мы учитывали и нынешнюю инфраструктуру переработки отходов, и ее развитие. Кроме того анализировались потребности и возможности как отдельных муниципальных образований, так и региона в целом. В 2017 году проведен конкурсный отбор на выбор регионального оператора по первой зоне деятельности. По его итогам статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присвоен ООО «Эко-Сити». К работе в качестве регионального оператора организация приступила с 1 января 2018 года.

Безусловно, нельзя обойти вопрос о тарифах. Региональная тарифная комиссия Ставропольского края установила предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2018 год в размере 694 рубля 49 копеек за кубометр. Однако достигнута договоренность, что применение предельного тарифа организацией будет ограничено. Фактическая стоимость услуги регионального оператора установлена существенно ниже указанного тарифа и составила от 65 до 130 рублей на человека в месяц в зависимости от населенного пункта и категории потребителей.

С началом реализации реформы в крае выявился определенный круг проблемных вопросов. Во многом это связано с нестыковками законодательства с существующими реалиями и недоработками регионального оператора. Мы анализируем каждый проблемный момент, по возможности стараемся регулировать ситуацию на своем уровне. Либо информируем федеральные органы власти о необходимости донастройки нормативно-правовой базы.

Но, пожалуй, самый масштабный пласт работы в реализации «мусорной реформы» связан с необходимостью изменения менталитета населения в сторону бережного отношения к окружающей среде. И первый шаг - приучить людей передавать образуемые твердые коммунальные отходы специализированным организациям для последующей обработки, размещения и утилизации.

Переход Ставропольского края на новую систему обращения с отходами в числе первых 20 регионов уже принес положительные результаты. Этим территориям в качестве по-ощрения федеральным бюджетом будут выделены средства в размере одного миллиарда рублей. Ставропольскому краю из этой суммы планируется направить 105,4 миллиона рублей на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции объектов обращения с отходами.

- Роман Алексеевич, потенциал для осуществления мероприятий в сфере модернизации коммунальной инфраструктуры кроется и в своевременной оплате потребителями использованных ресурсов. В числе прочих эту цель преследует введение в эксплуатацию ГИС ЖКХ, которая должна обеспечить самой проблемной отрасли долгожданную прозрачность. На Ставрополье была проделана большая работа по внесению в новую систему необходимых данных и обучению правилам работы в ней, так?

- Вы правы, ГИС ЖКХ позволит гражданам получать полную и актуальную информацию об управляющих и ресурсоснабжающих организациях, о выполняемых работах по дому, в том числе по капитальному ремонту, оказываемых услугах и начислениях за ресурсы. С помощью ГИС ЖКХ собственники помещений в многоквартирных домах смогут организовывать общие собрания, распечатывать и оплачивать коммунальные платежки.

Министерством совместно с ГКУ СК «Региональный информационно-аналитический центр» организована работа по размещению информации в ГИС ЖКХ управляющими и ресурсоснабжающими организациями. Ведется консультационная и техническая поддержка по работе ГИС ЖКХ с применением средств удаленного доступа. Кроме того оказывается посильная помощь поставщикам информации по регистрации и размещению информации в системе.

Сегодня Ставрополье входит в тройку лидеров в рейтинге внедрения ГИС ЖКХ среди субъектов Российской Федерации, и хотелось бы запустить этот проект быстрее, но, к сожалению, от нас это не зависит.

При этом важно сказать, что сделать сферу начислений и приема платежей за жилищно-коммунальные услуги более прозрачной и удобной для жителей, а также снизить стоимость этих услуг за счет развития здоровой конкуренции на этом рынке призваны меры по развитию на Ставрополье регионального расчетного центра. Эта задача коррелирует со Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года.

Для понимая ситуации поясню, что единые платежные документы в крае сегодня формируются и предоставляются потребителям лишь в нескольких населенных пунктах края. В подавляющем большинстве расчетно-кассовые центры оказывают неполный комплекс услуг - осуществляют исключительно прием платежей. Начисление платы производится ресурсниками по каждому виду коммунальных услуг отдельно. Соответственно, потребители вынуждены оплачивать работу каждой ресурсоснабжающей организации, а также комиссию в 2 - 2,5 процента. Регулировать спорные ситуации по начислениям жителям также приходится отдельно с каждой ресурсо-снабжающей организацией, что, конечно, неудобно.

Перед ГУП СК «Региональный расчетный центр» нами поставлена задача организовать прозрачную и эффективную систему по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги, по формированию единых платежных документов, организации сбора платежей по принципу «одного окна» и контролю за дебиторской и кредиторской задолженностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В 2017 году было открыто подразделение расчетного центра в городе Благодарном, проведена работа по заключению договоров с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями в Георгиевске, Ипатово, Кисловодске. В итоге подразделения расчетного центра уже полноценно работают в Нефтекумске, Светлограде, Ипатово, Георгиевске, Благодарном, Зеленокумске, Ставрополе, а также в селе Грачевка.

«Модернизация – вопрос не праздный»
Газета «Ставропольская правда»
30 марта 2018 года