07:46, 28 марта 2018 года

Купальный сезон в Кисловодске стопорится из-за бюрократии

На днях на пресс-конференции глава Кисловодска Александр Курбатов сообщил, что в Старом озере удастся искупаться в лучшем случае лишь в 2020 году.

Абсурдность ситуации в том, что речь идет не о грандиозном гидротехническом сооружении типа Отказненского водохранилища, а о водо-

еме размером чуть больше футбольного поля, который спустили после разрушительного паводка 2002 года. Сам паводок Старое озеро почти не затронул, больше страха нагнал. Зато он дал местным властям повод избавиться от проблемного объекта…

Без малого полвека кисловодчане и гости курорта летом с утра до вечера пропадали на Старом озере. Не счесть, сколько там прошло соревнований и праздников на воде. А сколько тысяч ребятишек научились там плавать!

Однако уже в конце минувшего века на берегах Старого озера стали появляться таблички «Купание запрещено». Дело в том, что в спешке строительства дамбы и шлюзов Старого озера никто не вспомнил об очистных сооружениях. Да и зачем они были нужны, если с незапамятных времен воду из горной речки люди пили без всякой очистки и кипячения.

Но времена изменились: во второй половине минувшего века по берегам Аликоновки выросли десятки жилых домов, а в 90-е годы и частные животноводческие фермы. Почти все отходы их жизнедеятельности попадали в протекавшую по дну ущелья речку. Сил на самоочищение у Аликоновки не хватало, поэтому изрядная часть растворенных фекалий достигала Старого озера и оседала на дне в виде ила. Я хорошо помню, как по щиколотку, а местами и по колено ноги утопали в мягкой субстанции на дне озера, а после каждого шага на поверхность мутной зеленой воды поднимались пузыри. Так что на рубеже XX и XXI столетий санитарное состояние кисловодского Старого озера действительно оставляло желать лучшего.

Профсоюзы, которым в течение многих десятилетий принадлежали почти все объекты курортной инфраструктуры в Кисловодске, в том числе и Старое (в прошлом Курортное) озеро, из куратора почти всей социальной сферы государства превратились, по сути, в коммерческую организацию с непонятным статусом. Очищать заиленное озеро они не собирались, но и просто так расставаться с собственностью не хотели. Несколько лет муниципальные власти утрясали с профсоюзами все детали передачи Старого озера с одного баланса на другой. На это время (от греха подальше) озеро просто спустили…

Лишь в 2006 году Старое озеро полностью перешло в ведение администрации Кисловодска. У местных властей оставалось лишь два способа возродить Старое озеро: либо ждать финансовых вливаний из Москвы, либо искать частного инвестора. Попытались воспользоваться вторым, но увы...

Несколько лет у въезда на дамбу висел красочный плакат с изображением благоустроенного берега Старого озера. Однако дальше эскизных проектов дело у инвестора не пошло. Но поскольку какие-то деньги он все же вложил, то добровольно расторгать инвестиционный контракт не желал. Череда судов, протестов и кассаций продолжалась еще несколько лет. За это время в плодородном иле на дне озера вырос настоящий ивовый лес. Чудилось, в нем окончательно затерялись надежды возродить Старое озеро.

Однако семь лет назад тогдашнему мэру Кисловодска Наталье Луценко удалось «выбить» из федеральных структур около ста миллионов рублей на реконструкцию объекта, и местная строительная организация к исходу 2013 года чуть ли не до блеска вычистила чашу бывшего водоема. Одновременно на берегу заново отстроили спасательную вышку и трибуны. И вот весной 2014-го с заздравными речами и шампанским открыли впускной шлюз и начали наполнять озеро. Но спустя несколько дней праздник сменило досадное расстройство: в подвалах домов, расположенных ниже дамбы, появилась вода. Поговаривали, будто экскаваторы, выгребавшие ил, повредили и материнскую породу чаши озера. И водоем спешно осушили.

При следующем главе администрации Кисловодска, Андрее Кулике, о Старом озере говорили много, но дальше разговоров и бумаг дело не пошло. В частности, команда многоопытного чиновника выявила, что Старое озеро… не является собственностью муниципалитета. По документам оно проходило как гидротехническое сооружение, а эксплуатация таковых – компетенция федеральных органов. Так что, прежде чем тратить на восстановление водоема бюджетные средства, администрации Кисловодска необходимо утрясти все формальности с Росимуществом и Росводресурсами.

Однако самое оптимистичное, что до своей отставки смог Андрей Кулик пообещать горожанам, - это заказать экспертизу восстановительных работ и попытаться найти надежного инвестора.

Александр Курбатов возглавил Кисловодск на исходе 2015 года. Ему в наследство проблема Старого озера досталась с более-менее выправленными бумагами, но без каких-либо ясных перспектив по финансированию его восстановления и обустройства.

Правда, имелся еще частный инвестор, обещавший в рамках концессионного соглашения на 30 лет восстановить водоем и создать в прибрежной зоне круглогодичный культурно-развлекательный комплекс мирового уровня. Планы у инвестора были грандиозные, вплоть до строительства экологически безопасной мини-ГЭС, которая обеспечивала бы электроэнергией зимний сад и другие объекты развлекательного комплекса. Поэтому на недавней пресс-конференции главы Кисловодска я первым делом спросил Александра Курбатова, почему не состоялось это сотрудничество.

Градоначальник пояснил: инвестор рассматривал Старое озеро как чисто коммерческий проект. Он намеревался всю территорию обнести забором, а вход сделать платным. Это не устраивало власти муниципалитета, планирующие воссоздать Старое озеро как общедоступную зону отдыха. Но главная загвоздка была в другом: муниципальные власти внесли в инвестиционный контракт пункт, гарантирующий, что проект будет профинансирован в четко оговоренные сроки. Это не устроило инвестора, и он сам отказался заключить контракт на таких условиях.

В сентябре 2016-го Александр Курбатов решился на отважный поступок – дал команду заполнить озеро. После этого, стоя на дамбе, он во всеуслышание заявил, что отныне Старое озеро заполнено навсегда.

Увы, буквально через несколько дней воду из Старого озера в аварийном порядке спустили, потому что дамба пропускала ее как решето. На пресс-конференции Александр Курбатов так объяснил то свое решение и заверения: по всем справкам, которые ему представили, озеро было готово к эксплуатации.

После того случая он два года не решался подступиться к Старому озеру.

Нет, нельзя сказать, что администрация Кисловодска на два года забыла о важнейшем социальном объекте: проводили совещания, консультировались у экспертов, просили денег, но никаких попыток герметизировать чашу озера и вновь ее заполнить водой не предпринимали.

Хотя если руководствоваться житейским опытом, то решение проблемы лежит на поверхности. Любой, кто строил запруду в селе на речке, скажет, что слой глины надежно и очень долго держит воду. Глиняный карьер находится буквально в четырех километрах от Старого озера. Привезти оттуда глину, замочить, растолочь ее колесами тракторов, гусеницами бульдозеров и уложить глиняный «замок» 10-15-сантиметровой толщины на дамбу и прилегающую часть чаши водоема можно в течение месяца. Если же его дополнить слоем современной сверхинертной геоткани, то о протечках воды можно будет забыть на десятилетия. Ведь даже простая, но хорошо утрамбованная земляная дамба прослужила почти полвека.

Сложнее построить отстойник выше по течению Аликоновки и смонтировать систему обеззараживания воды в озере раствором оксидантов.

Однако Александр Курбатов решил пойти другим путем:

- Я хочу решить проблему Старого озера на профессиональном уровне раз и навсегда.

Глава Кисловодска сообщил на пресс-конференции, что в отношении должностных лиц муниципалитета, семь лет назад неудачно распорядившихся средствами на восстановление Старого озера, правоохранительные органы сейчас ведут расследование. Александр Курбатов не намерен повторять их ошибку. Буквально на днях при поддержке губернатора Владимира Владимирова принято решение выделить администрации города-курорта Кисловодска из регионального бюджета 5,3 миллиона рублей на подготовку проекта восстановления Старого озера. Уже в апреле должны состояться конкурсные процедуры среди ведущих проектных институтов.

Александр Курбатов рассчитывает до конца нынешнего года получить утвержденный проект с заключением государственной экспертизы и сметой расходов на восстановление гидротехнических сооружений. Тогда в будущем году можно будет просить деньги на восстановление озера – предварительная договоренность с правительством края имеется. Как только их выделят, проведут конкурс среди строительных организаций. Таким образом, есть надежда, что летом 2020 года в Кисловодске состоится первый в нынешнем веке купальный сезон и Старое озеро наконец-таки расстанется со своим прозвищем «Заколдованное».

«Заколдованное озеро»
Газета «Ставропольская правда»
28 марта 2018 года