07:44, 21 марта 2018 года

Деньги собственников на капремонт двух многоэтажек «затерялись» по вине управляющих компаний

К общему знаменателю свести интересы собственников жилья, управляющих компаний и поставщиков ресурсов крайне сложно: находится компромисс по одному вопросу - обязательно обостряется другой.

«И так по кругу», – заметил губернатор Владимир Владимиров, под чьим председательством в правительстве прошло очередное заседание общественного совета по ЖКХ. По его словам, высокие счета за жилищные и коммунальные услуги хронически остаются главным объектом жалоб населения. Люди постоянно приходят с платежками, где порой необъяснимо вырастают суммы за тепло или воду, посетовал глава края. А некоторые и вовсе не могут найти свои деньги, когда меняется (или еще хуже - банкротится) управляющая компания.

Действительно, неграмотные договоры управления домами, завышенные сметы ремонтных работ, непрозрачные начисления, двойные платежки, некачественные коммунальные услуги, запущенность общедомового имущества — вот те вопросы, которые не иссякают в обращениях ставропольцев, рассказала глава регионального центра общественной организации «ЖКХ-Контроль» Алла Седых. Много частных случаев, конечно, удается так или иначе разрешить, но вместе с тем остаются системные проблемы. В том числе из-за дыр или противоречивых норм в законодательстве, с чем на краевом уровне ни чиновникам, ни общественникам одномоментно не справиться. Примеров много. Так, в «рабстве» часто оказываются жители ставропольских новостроек: такие дома, как правило, попадают в управление организаций, аффилированных с застройщиком. В итоге это делает практически невозможным устранение недоделок в рамках гарантийных обязательств застройщика. Формально правы все, а на деле страдают люди.

В некоторых случаях заминкой становится полное отсутствие санкций за нарушения. К примеру, управляющая компания не имеет права держать на своих счетах деньги собственников, собранные на капремонт и накапливаемые ими на специальном счете. Тем не менее наказание для управляющих компаний за задержку перечисления вообще не предусмотрено, чем они и пользуются. «Такие пробелы в законодательстве приводят к тому, что недобросовестные УК распоряжаются этими денежными средствами по своему усмотрению – оплачивают проведение текущего ремонта, задолженности и штрафы, – пояснила А. Седых. – В то же время по закону, если собираемость взносов на спецсчете менее 50 процентов, дом автоматически переводится в «общий котел» – к региональному оператору, который не видит, что люди ранее заплатили деньги, и логично выставляет им повторные счета на оплату. А, кстати, в случае банкротства управляющей компании собранные средства просто потеряются».

То, что такие проблемы стали появляться, подтвердил и начальник краевого управления по строительному и жилищному надзору Анатолий Савченко. На Ставрополье уже зафиксировано два случая, когда ремонтные деньги, которые по вине управляющих компаний так и не попали на спецсчета, вернуть не удалось: в одном случае это двести тысяч рублей, в другом – четыреста тысяч. Сейчас с этим разбираются правоохранительные органы. «Надо эту кормушку закрывать», – жестко отреагировал губернатор. Он в очередной раз поручил представить ему предложения по поводу того, каким образом может быть организован финансовый аудит работы управляющих компаний. Хотя бы в тех случаях, когда граждане обращаются с жалобами, подозревая, что их деньги где-то зависли или вовсе пропали.

Впрочем, надо сказать и о другой стороне медали. Управляющие компании уже давно воспринимаются как алчные монстры (хотя есть и те, что довольно ответственно выполняют свою работу), но набирает обороты и такое опасное явление, как потребительский терроризм. Появилось много людей, засыпающих коммунальщиков и ведомства необоснованными жалобами. Не добившись желаемой реакции, сутяжники направляются в суд. Как прозвучало на заседании общественного совета, цель у таких жалобщиков обычно одна – не платить по своим долгам. И пока они пытаются избавиться от собственных обязательств, например, по оплате коммуналки, вовлеченные в этот круговорот управляющие компании и ТСЖ тратят время и денежные ресурсы на бесконечные разбирательства.

Общественники посетовали на то, что Интернет сейчас пестрит консультациями псевдоэкспертов, внушающих населению, что за коммунальные и жилищные услуги, а также за капремонт можно не платить. В частности, некоторые заявляют, что коммунальные ресурсы на самом деле оплачивает государство в виде неких трансферов управляющим и ресурсоснабжающим организациям. А вот еще более абсурдное: штрихкоды на платежных документах имеют иностранное происхождение, поэтому, оплачивая жилищно-коммунальные услуги, граждане переводят деньги за границу, способствуя развитию мошенничества...

«К сожалению, не вижу лекарства от этого», – ответил В. Владимиров, отметив, что законодательно решить подобные вопросы невозможно. Но пресекать, по его словам, такую «активность» нужно. В том числе и за счет просвещения потребителей, которые должны понимать, за что и кому именно они платят.

Собственно, вывод по итогам жаркого двухчасового разговора напрашивается один. Эффективное управление многоквартирным домом возможно, только если каждая сторона знает не только свои права, но и обязанности, если собственники и управляющая компания действительно ладят и едины в желании обеспечить комфортное и безопасное проживание в доме. А в таких домах жильцы помнят, что именно они несут бремя расходов на содержание общего имущества. Тогда как и управляющая компания не забывает, что ее выбрали для оказания определенных услуг хорошего качества. Жаль, что картинка из разряда идеальных…

««Надо эту кормушку закрывать»»
Газета «Ставропольская правда»
21 марта 2018 года