06:56, 14 марта 2018 года

Луганский академический музыкально-драматический театр на Оборонной дал концерт в Ставрополе

Каким мы хотим видеть современный театр? Безусловно, разным: традиционным и авангардным, масштабным и камерным, серьезным и развлекательным. Но прежде всего воспринимаем театральную сцену как место трансляции культурного опыта многих поколений, зону пересечения творчества прошлого и настоящего. В этом отношении гостям из Луганска есть чем похвастаться. За плечами коллектива богатая история. Об этом и не только до начала концертной программы мы говорили с главным режиссером театра заслуженным артистом Украины Анатолием Яворским.

Театр, как и человек, подвержен испытаниям не только славой. Жизнь в Луганске сегодня сложно назвать спокойной, но именно в это нестабильное время люди идут на спектакли, заметил мой собеседник. Потому что ждут от театра ощущения новой реальности, созданной средствами искусства, литературно-драматического, художественного, пластического, музыкального. И чем быстрее окружающая жизнь отдаляется от законов и норм искусства, тем сильнее возникает потребность вспомнить о великих духовных путях человечества, приобщиться к традициям живого искусства в противовес «земной» реальности.

- Я не сказал бы, что наш театр существует. Он живет! Актеры привыкли, что где-то на окраинах слышатся взрывы, доносятся звуки выстрелов, но это не мешает нам работать в полную мощь. Мой коллега как-то сказал: «Сейчас чистое время, когда можно говорить честно, открыто о том, что переживаем». Возможно, громко сказано, но в своем коллективе мы сегодня глубоко понимаем значение фразы «Театр лечит душу». Люди приходят на спектакли, которые идут на украинском и на русском языках, - поделился Анатолий Яворский.

В разговоре с журналистом «Ставропольской правды» режиссер коснулся и богатой истории театра. За время своего существования он пережил множество событий: коллектив пытались расформировать, было время, когда в нем оставалось 13 человек, приходилось делить сцену с русским драматическим театром...

В архивных документах говорится, что труппа возникла в 1939 году в Харькове.

А когда началась Великая Отечественная война и готовились к эвакуации заводы, фабрики, учебные заведения в то время столицы Украины Харькова, в этом городе скопилось немало актеров из занятых врагом территорий. Именно в то время командование Красной армии приняло, казалось бы, неожиданное решение: силами эвакуированных актеров создать первый Харьковский украинский драматический театр.

В ноябре 1943 года в творческий состав влилась группа украинских актеров из Винницы и Запорожья. В это же время он получил свое новое название — Харьковский украинский театр музыкальной комедии. Именно комедии! Ведь слово всегда вдохновляет, а смех не только снимает напряжение, но и разоружает противника.

На долю тех артистов выпало немало суровых испытаний: концерты под обстрелами, горечь отступления, голод и холод. Но, несмотря ни на что, они не прекращали выступать - на крейсерах «Ворошилов», «Коминтерн», линкоре «Парижская коммуна», аэродромах морской авиации и базах подводных лодок, в окопах и госпиталях. Они несли важную миссию - поддерживали боевой дух бойцов, вселяли святую веру в победу над врагом, были глотком свежего воздуха, весточкой от родных и близких из той довоенной жизни. Практически ежедневно давали по четыре-пять концертов и спектаклей.

Но вернемся в наши дни. Спектакль-концерт, который был представлен в Ставрополе, собран из знаменитых мюзиклов: «Евгений Онегин», «Голубая Камея», «Кошки»... Перед публикой выступили самые сильные драматические актеры театра. Ничто не предвещало чуда. Событие могло остаться в памяти проходным, «датским», всего лишь еще одним вечером, проведенным «не зря, но как-то так». Но! Восхитила живость и непосредственность происходящего на сцене, когда актерский коллектив заряжен единой творческой энергией и каждому участнику, независимо от возраста и стажа, предоставлена возможность экспериментировать прямо по ходу действия. Помимо мощной режиссерской опеки обращали на себя внимание четкая сценография и профессионализм балетмейстеров, вокалистов… Эмоциональная сюжетность была выстроена с ювелирной точностью в разработке композиции чувств (ведь говорили о любви!). А многие нюансы сценического действия складывались в добротную в профессиональном отношении картину.

- Изначально на Ставрополье мы планировали привезти рок-оперу «Распятая юность», которая получила статуэтку «Золотого Витязя» на театральном форуме в Москве. Но в силу того что нынешний форум совпал с Международным женским днем, переиграли и представили ставропольской публике спектакль-концерт «Любовь, что выше неба», - заметил Анатолий Яворский.

Надо сказать, большой симпатией в этот вечер прониклись украинские гости и ставропольские зрители. Это было взаимно! Стоя публика аплодировала не только талантливому коллективу Луганского театра, но и всем, кто сегодня вынужден мириться с жестокостью времени. И вопреки обстоятельствам не забывать о самом главном чувстве, которое способно сохранить мир… О любви!

«Первая встреча. И сразу взаимная любовь…»
Газета «Ставропольская правда»
14 марта 2018 года