По разному люди приходят в свою профессию. Не всегда этот путь бывает прямым и легким. Взять героя нашего рассказа, учителя физкультуры из Невинномысска Александра Белева. Его дорога в любимую специальность лежала… через восточные единоборства.

Вообще, по первому образованию Александр – техник-электромеханик по эксплуатации промышленных роботов. После армии увлекся карате. Со временем пришел опыт, и можно было уже передавать его юным спортсменам. Александр Белев получил профильное педагогическое образование, а также сертификат тренера.

Здесь нужно сделать небольшое отступление. К сожалению, у большинства граждан, незнакомых с миром восточных единоборств, эти самые единоборства ассоциируются исключительно с крепкими людьми, кричащими «Ки-я-я!» и крушашими все подряд. Как же далеко это от действительности! То же карате – это не просто вид спорта, а целый мир. Со своей философией, кодексом чести и многим-многим другим

– Посмотрите, как заходит спортсмен, занимающийся каким-либо видом восточных единоборств, в зал для тренировок, – говорит Александр Белев. – Он обязательно кланяется месту, где совершенствуется, становится лучше. И не соперника побеждает тот же мастер карате, а – самого себя. Ведь путь к победе долог, лежит через труд, самоограничение, дни и недели напряженных тренировок. А что такое соревнования? Это не выявление лучших из лучших, а также один из этапов совершенствования – физического и духовного…

Но вернемся в прошлое. Педагогическая деятельность Александра Белева началась в 2002-м году. К себе герой нашего рассказа относится очень критически, а потому были у него опасения: сможет ли оправдать ко многому обязывающее звание российского педагога? Прошедшие годы показали: профессия учителя – именно его призвание. Важно, что на первых порах коллеги поддержали Александра, щедро делились с ним своими наработками. То же самое, кстати, делает сегодня он сам.

Человек ищущий, Александр постоянно ищет, внедряет в работу что-то новое. Он – учитель, который и сам учится каждый день. Главный же его принцип: привязанность к спорту, физической культуре насильно ребенку не привьешь. Школьник должен сам полюбить спорт, понять, какие возможности он открывает.

– Сегодняшние три часа физкультуры в неделю – минимум, который нужен современному школьнику, – считает Александр Белев. – Все-таки нагрузки по учебе у детей большие, а спорт – это в первую очередь радость, это здоровье. Дружбу с ним нужно пронести через всю жизнь! Отрадно, что многие ребята сегодня занимаются в различных спортивных секциях. Так что я бы не согласился с тем, что нынешняя молодежь не спортивна. А вот помочь, поддержать, направить ее необходимо!

Старается донести до своих учеников Александр Белев и такую мысль: полезен любой позитивный опыт, приобретенный в жизни. Такой пример: будучи юношей, Саша занимался спортивными танцами. Казалось бы, пригодятся ли они сейчас педагогу? Пригодились! Так, уже не раз он помогал своим ученикам ставить танцевальные номера в рамках традиционного школьного «Осеннего бала».

Ну а что делать тому, кто по своим физическим кондициям в спортсмены, танцоры не годится? Александр Белев уверен: для человека, поставившего перед собой важную цель, ничего невозможного нет! Сегодня Александр – в прекрасной физической форме. С тяжелющей гирей весом в 32 кг, например, справляется за множество подходов играючи. А что было много лет назад?

– Мне не зазорно признаться, что в детстве я был и полноват, и тяжеловат, с завистью плоглядывал на сверстников, которые на уроках физкультуры «блистали», – говорит Александр. – Сегодня об этом вспоминаю с улыбкой. Конечно, ничего просто так не дается. И мне пришлось пройти большой путь: через самоподготовку, тренировки и т.д. Спорт, физкультура – это ведь не только радость, но порой и весьма тяжелый труд. Но результат того стоит! Для меня, как для педагога, сегодня главное: поддержать даже самый маленький успех ученика. Это окрыляет, дает силы, желание самосовершенствоваться, идти вперед…

Недавно Александр Белев стал победителем городского этапа конкурса «Учитель года России – 2018». Опыт, наработки педагога-новатора не могли остаться незамеченными строгим жюри. Заочный тур с презентацией своей интернет-страницы, написание эссе на тему «Я – учитель», открытый урок, мастер-классы – конкурс вместил в себя все это и многое другое.

– Я считаю, каждый участник был достоин звания победителя, – говорит Александ Белев. – Самое главное – проигравших-то не было. Меня поразила атмосфера сотворчества, царившая в ходе творческого состязания. Конкурсанты постоянно помогали друг другу! Я горжусь своими коллегами! И отдельное спасибо – коллективу моей родной школы. Без его поддержки мой успех был бы невозможен…

И все-таки: новаторские разработки, участие в педагогических конкурсах, постоянный поиск новых идей – все это не может не отнимать много времени и сил. Не хочется хоть ненадолго остановиться?

– Нет, – улыбается мой собеседник. – Знаете, я очень люблю творчество американской писательницы Лоис Макмастер Буджолд. Героиня одной из ее книг говорит: «Испытание – это дар богов. Отказываясь от испытания, ты отказываешься от этого дара». Не бойтесь испытаний! Они делают нас мудрее и сильнее …