Яркой нынешнюю предвыборную кампанию, увы, назвать трудно. Уже наступил период, когда разрешена агитация в СМИ, но пока ни смелых агитационных роликов, ни яростных дебатов от кандидатов в президенты особо никто не видел. На этом сером фоне официальной политической гонки создать заметный информационный шум вполне ожидаемо смогли только вирусные ролики на выборную тематику в соцсетях. Причем все, что смогло привлечь внимание, выполнено практически на грани фола. Такие «агитки» набирают миллионные просмотры, ретранслируются самими пользователями и вызывают бурные споры. Но агитируют их создатели, оставшиеся неизвестными, в большинстве случаев ни «за» и ни «против» кого-то из кандидатов, а просто зазывают на выборы.

Так, в одном из популярных роликов «девушка с низкой социальной ответственностью», отдыхающая в ночном клубе, хватает первого попавшегося на глаза парня за руку и тащит куда-то в укромный угол. На все готовая в порыве страсти, она вдруг задает вопрос: «Тебе 18 есть?». На что парень отвечает: «Да. Я взрослый». Его партнерша задает уточняющий вопрос: «А ты голосовал сегодня?». Он: «Нет, а зачем?». Она презрительно заявляет: «Какой же ты взрослый тогда? Выборы только для взрослых». И, оставив обескураженного парня, уходит. Видимо, на поиски достойного. Поэтому вывод из ролика напрашивается двоякий и в любом случае неутешительный для России: либо на выборы ходят только люди с низкой социальной ответственностью, такие как героиня ролика, либо этот критерий у неголосующих еще ниже, чем у барышни.

На этом фоне совершенно беззубым смотрится ролик про другую девушку, вернее беременную женщину. Которая прыгает в машину к таксисту, кричит и просит гнать скорее, требует нарушать правила дорожного движения, показывая кратчайший путь к месту назначения. Останавливает машину у избирательного участка и, довольная тем, что успела до 20.00, спокойно голосует. Недоумевающий таксист спрашивает героиню: «Ну, а теперь-то в роддом?», на что та отвечает: «Зачем в роддом? Я только на восьмом месяце». То есть впечатление складывается такое, что выборы – это какой-то бессмысленный кипиш, ложная угроза и нарушение правил. Лично я на месте грантовыдавателей такой явный брак оплачивать не стала бы. Хотя, может быть, ролик оплачен теми, кто саботирует выборы?

А вот в самом известном вирусном ролике из соцсетей, который народ уже окрестил «Гей на передержке», явно угадывается мотив президентской кампании 1996 года «Голосуй или проиграешь!». Помните ролик с вычерпывающими из моря воду людьми, передающими друг другу по цепочке ведра и выливающими эту воду обратно в море? Над ними стоит зловещая фигура и ставит в тетрадь галочки за проделанную бедолагами в цепочке работу. И когда один из страдальцев восклицает: «Я за это не голосовал!», фигура с тетрадкой в галочках заявляет: «Я голосовал!». А еще глобус (под девизом «Голосуй!») противопоставляли мотку колючей проволоки (естественно, «А то проиграешь!»), солнечный круг – кружку колбасы, бескрайние вольные просторы – клетке. То есть посыл был вполне понятный – действующей властью президента Ельцина ставилась задача представить обывателю коммунистический реванш как страшную угрозу, избежать которую можно, лишь проголосовав за кого надо.

«Гей на передержке» из той же серии, только угрозы какие-то совершенно абсурдные и глупые, а потому не страшные. Видимо, авторы руководствовались одним из основных принципов по попаданию в топ интернет-цитирования: «Чем дурнее, тем лучше». Почему-то пугают ребенком в пионерском галстуке, повышением призывного возраста до 60 лет, военкомом, имеющим портретное сходство с кандидатом от КПРФ Грудининым, негром в форме российского военного, лимитом на посещение санузла, требованием сдать четыре миллиона на охрану школы. Ну и вишенкой на торте выступают люди нетрадиционной сексуальной ориентации, которых нужно будет между их неудачными романами «брать не передержку» в семьи. Весь этот бред снится заплывшему жирком обывателю, решившему не идти завтра на выборы, а выспаться. Проснувшись, герой рекламы стремглав несется на выборы, чтобы «не проиграть» и не допустить такого кошмара в реальности. Главную роль, кстати, исполняет актер из телешоу «Большая разница» Сергей Бурунов, известный также по нескольким сериалам и фильму «Последний богатырь». То есть ролик этот не из дешевых, «на коленке» его не состряпаешь, и кто-то за это платит.

Реакция на такую «агитку» далеко не однозначная как от пользователей соцсетей, так и от всякого рода экспертов. Кто-то признает ролик забавным. Кто-то считает его оскорбительным по отношению к народу, который авторы ролика представляют себе, мягко говоря, очень ограниченным, состоящим из людей, которых до колик могут напугать геи, военком и пионерские галстуки. Многие пользователи пишут о том, что им было стыдно и противно «это» смотреть. А некоторые удивляются: так за кого голосовать-то? Поборы в школах, проблемы с ЖКХ и непомерные коммунальные платежи, из-за которых, видимо, скоро будем по лимиту пользоваться санузлом, – это из нынешней жизни. Все остальные страшилки явно направлены против коммунистов и либералов. Так что и тут «грантоеды» достигли, скорее, обратного эффекта и отвадили от выборов какой-то процент из сомневающихся в необходимости голосовать.

А поэтому остается продолжать ждать «изюма» от самих кандидатов, которые смогут правильно воспользоваться возможностью теледебатов и агитации через СМИ и объяснить избирателям, почему все-таки на выборы необходимо идти каждому гражданину, неравнодушному к судьбе своей страны. Кстати, в нынешнюю президентскую кампанию ЦИК пошел на нововведение: раньше кандидатов разбивали на дебатирующие пары путем жеребьевки. А теперь все семеро (Владимир Путин традиционно в дебатах участвовать не будет) станут дискутировать одновременно. И это, пожалуй, может стать поворотом предвыборного сюжета.