Недавно мне на глаза попался архивный снимок. На нем единственный в Невинномысске путепровод вскоре после его ввода в строй. Напомнию, мост над железной дорогой начали эксплуатировать в далеком 1965 году. Так вот, на фото мы видим, что по практически пустому путепроводу едут только автобус и грузовик. Сегодня такую картину представить невозможно. Пробки – явление обычное, что и неудивительно: как гласят сухие цифры статистики, по дорогам муниципалитета ездит более 30 тысяч транспортных средств. Вот только статистика не говорит, сколько проблем создают все эти грузовики, легковушки, микроавтобусы…

Так выглядел путепровод в Невинномысске в 60-е годы

Так выглядел путепровод в Невинномысске в 60-е годы

© Архивное фото

Новые светофоры со специальной секцией помогли немного «разгрузить» движение транспорта

Новые светофоры со специальной секцией помогли немного «разгрузить» движение транспорта

© Фото: Александр МАЩЕНКО

Дворы в Невинномысске все чаще напоминают автостоянки

Дворы в Невинномысске все чаще напоминают автостоянки

© Фото: Александр МАЩЕНКО

Буквально на днях мы рассказали, что в Невинномысске презентован проект будущего путепровода, который придет на смену старому, пребывающему в полуаварийном состоянии. Предполагается, что грандиозный инфраструктурный объект будет построен в течение трех лет. Вообще-то, новый мост нужен был городу химиков еще лет тридцать назад. Но решение проблемы откладывалось год от года.

Так, одно время хотели капитально отремонтировать объект, перекрывая для движения поочередно одну, а затем другую половину проезжей части. Впрочем, вскоре от этого плана отказались – велик был риск рукотворного транспортного коллапса. Другая идея оказалась весьма здравой и даже начала было даже воплощаться. Речь о строительстве тоннеля под железной дорогой. Стартовали работы резво, затем перешли в разряд долгостроя, а года четыре назад и вовсе прекратились.

Сегодня «пробки» в Невинномысске возникают не только в «час пик»

Сегодня «пробки» в Невинномысске возникают не только в «час пик»

© Фото: Александр МАЩЕНКО

Повторимся еще раз: новый путепровод Невинномысску нужен. Тем более что за последние лет тридцать в плане развития транспортной инфраструктуры в муниципалитете мало что было сделано. Пожалуй, самые крупные реализованные проекты – восстановление двух мостов, разрушенных наводнением, строительство двух объездных дорог – на окраине города и под упомянутым уже не раз путепроводом. Хотя планов, опять же, было громадье. Новые дороги, новые двухуровневые развязки, расширение (там, где это возможно) улиц – все это осталось только в проектах.

К чему привело игнорирование инфраструктурных проблем? Во-первых, к пробкам. Хотя Невинномысск отнюдь не мегаполис. Здесь проживают порядка 117 тысяч человек. Но заторы, возникающие в разных концах города в часы пик, такие, как будто мы попали в город с полумиллионным населением. Причем само понятие «час пик» становится все более растяжимым. Если на одной из улиц с оживленным движением произойдет авария, вот вам и час пик.

Кстати, на отрезке трассы «Кавказ» в черте Невинномысска также возникают чадящие пробки. Их масштабы растут год от года. А ведь лет десять назад на пересечении улицы, ведущей в промзону Невинки, и федеральной автодороги планировали построить двухуровневую развязку. Она, по сути, решила бы проблему заторов на трассе. Еще одна нереализованная здравая идея – обустройство на этом же участке трассы надземных пешеходных переходов. Ведь здесь нередкая причина пробок в том, что машины вынуждены часто останавливаться перед «зебрами».

Сегодня пасажирский автотранспорт в городе химиков представлен в основном «Газелями» и «ПАЗиками»

Сегодня пасажирский автотранспорт в городе химиков представлен в основном «Газелями» и «ПАЗиками»

© Фото: Александр МАЩЕНКО

И все-таки есть ли у Невинки шанс хотя бы частично решить острые транспортные проблемы? Есть. Первый шаг в этом направлении сделан в прошлом году во время масштабного ремонта дорог. Тогда были капитально отремонтированы большие участки двух центральных улиц города – Гагарина и Менделеева, а также небольшая улица в центре – Павлова. Отрадно, что дело не ограничилось простой заменой асфальта, но коснулось и околодорожной составляющей.

Так, впервые установили в городе светофоры со специальной секцией. Зеленая стрелка на ней в определенных случаях разрешает на перекрестках проезд направо (на красный свет) машинам, движущимся в правом же ряду дороги. Еще одно приятное новшество – на реконструированных участках улиц сделали множество заездных карманов для парковки.

Развитие дорожной инфраструктуры в Невинномысске в последние 30 лет не отвечало потребностям города

Развитие дорожной инфраструктуры в Невинномысске в последние 30 лет не отвечало потребностям города

© Фото: Александр МАЩЕНКО

Схожая история с ремонтом дворов. В прошлом году в городе капитально отремонтировали 22 двора и обустроили в них удобные парковки для машин. В этом году в Невинке также запланированы масштабный ремонт дорог и обустройство дворов.

А теперь рассмотрим вопрос с другой стороны. Будем реалистами, за год-два построить многоуровневые развязки, расширить, где возможно, дороги, установить множество надземных пешеходных переходов не удастся. А что, если снизить число машин на улицах города? Как это возможно, спросите вы, на чем людям добираться на работу, в магазины, в гости и т.д.?

Но нас же не удивляло, как обходилось без личных авто большинство населения в 80-е годы. Тогда был хорошо развит общественный транспорт. В том же Невинномысске вместительные автобусы ЛиАЗы, «Икарусы» исправно несли службу.

Кстати, с «Икарусами»-гармош-ками связана интересная история. Обычно их получали только города-миллионники. Для Невинномысска, где необходимо было организовать подвоз персонала на предприятия-гиганты, сделали исключение. В город химиков передавали бэушные «Икарусы»-гиганты из... Сочи. Вмещал каждый такой автобус до 160 человек. Но с развалом муниципального автотранспортного предприятия (середина 2000-х годов) пришла другая эпоха. Кстати, в архиве автора этих строк есть уникальный снимок: один из последних рейсов последнего «Икаруса»-гармошки.

Один из последних рейсов последнего в Невинномысске «Икаруса» – гармошки

Один из последних рейсов последнего в Невинномысске «Икаруса» – гармошки

© Фото: Александр МАЩЕНКО

А что сегодня? Пассажирские перевозки в Невинномысске осуществляют в основном «Газели» и «пазики». Например, вместимость «Газели» (их остроумные обыватели нередко называют шайтан-машинами) 14 пассажиров. То есть один большой автобус способен заменить на дороге пять-шесть «Газелей».

На днях я провел импровизированный соцопрос, в котором приняли участие 20 человек. «Отказались бы вы от автомобиля, если бы в городе была создана новая система пассажирского транспорта, удобного, комфортного, безопасного, работающего строго по расписанию?». Восемь опрошенных ездили бы на таком транспорте на работу и обратно, а авто оставили бы для поездок по выходным. Три человека вовсе отказались бы от автомобиля. Мотив: с каждым годом содержание машины становится все дороже и дороже. Бензин, запчасти, страховка, транспортный налог, штрафы.

Сделаем важное примечание: развитие общественного транспорта в городе не даст эффекта, если не контролировать строгое выполнение водителями графика перевозок. Сегодня же после восьми вечера в Невинке уехать на маршрутке в окраинный район – большая проблема. Если невыгодно водителю ездить с полупустым салоном, он отправится домой. Несмотря на утвержденное расписание.

В общем, пока что в противостоянии «общественный транспорт – личный автомобиль» побеждает последний. А потому большинство дворов в городе химиков напоминает настоящие автостоянки. Занять место под беседкой, на газоне для автовладельцев в порядке вещей. Некоторые даже ставят блокираторы на «свое» место. А на своем окне или ближайшем столбе монтируют... систему видеонаблюдения. Как бы не дошло дело и до заборов вокруг незаконных дворовых стоянок...

Александр МАЩЕНКО