Недавно мне на глаза попался архивный снимок. На нем единственный в Невинномысске путепровод вскоре после его ввода в строй. Напомнию, мост над железной дорогой начали эксплуатировать в далеком 1965 году. Так вот, на фото мы видим, что по практически пустому путепроводу едут только автобус и грузовик. Сегодня такую картину представить невозможно. Пробки – явление обычное, что и неудивительно: как гласят сухие цифры статистики, по дорогам муниципалитета ездит более 30 тысяч транспортных средств. Вот только статистика не говорит, сколько проблем создают все эти грузовики, легковушки, микроавтобусы…

Буквально на днях мы рассказали, что в Невинномысске презентован проект будущего путепровода, который придет на смену старому, пребывающему в полуаварийном состоянии. Предполагается, что грандиозный инфраструктурный объект будет построен в течение трех лет. Вообще-то, новый мост нужен был городу химиков еще лет тридцать назад. Но решение проблемы откладывалось год от года.

Так, одно время хотели капитально отремонтировать объект, перекрывая для движения поочередно одну, а затем другую половину проезжей части. Впрочем, вскоре от этого плана отказались – велик был риск рукотворного транспортного коллапса. Другая идея оказалась весьма здравой и даже начала было даже воплощаться. Речь о строительстве тоннеля под железной дорогой. Стартовали работы резво, затем перешли в разряд долгостроя, а года четыре назад и вовсе прекратились.

Повторимся еще раз: новый путепровод Невинномысску нужен. Тем более что за последние лет тридцать в плане развития транспортной инфраструктуры в муниципалитете мало что было сделано. Пожалуй, самые крупные реализованные проекты – восстановление двух мостов, разрушенных наводнением, строительство двух объездных дорог – на окраине города и под упомянутым уже не раз путепроводом. Хотя планов, опять же, было громадье. Новые дороги, новые двухуровневые развязки, расширение (там, где это возможно) улиц – все это осталось только в проектах.

К чему привело игнорирование инфраструктурных проблем? Во-первых, к пробкам. Хотя Невинномысск отнюдь не мегаполис. Здесь проживают порядка 117 тысяч человек. Но заторы, возникающие в разных концах города в часы пик, такие, как будто мы попали в город с полумиллионным населением. Причем само понятие «час пик» становится все более растяжимым. Если на одной из улиц с оживленным движением произойдет авария, вот вам и час пик.

Кстати, на отрезке трассы «Кавказ» в черте Невинномысска также возникают чадящие пробки. Их масштабы растут год от года. А ведь лет десять назад на пересечении улицы, ведущей в промзону Невинки, и федеральной автодороги планировали построить двухуровневую развязку. Она, по сути, решила бы проблему заторов на трассе. Еще одна нереализованная здравая идея – обустройство на этом же участке трассы надземных пешеходных переходов. Ведь здесь нередкая причина пробок в том, что машины вынуждены часто останавливаться перед «зебрами».

И все-таки есть ли у Невинки шанс хотя бы частично решить острые транспортные проблемы? Есть. Первый шаг в этом направлении сделан в прошлом году во время масштабного ремонта дорог. Тогда были капитально отремонтированы большие участки двух центральных улиц города – Гагарина и Менделеева, а также небольшая улица в центре – Павлова. Отрадно, что дело не ограничилось простой заменой асфальта, но коснулось и околодорожной составляющей.

Так, впервые установили в городе светофоры со специальной секцией. Зеленая стрелка на ней в определенных случаях разрешает на перекрестках проезд направо (на красный свет) машинам, движущимся в правом же ряду дороги. Еще одно приятное новшество – на реконструированных участках улиц сделали множество заездных карманов для парковки.

Схожая история с ремонтом дворов. В прошлом году в городе капитально отремонтировали 22 двора и обустроили в них удобные парковки для машин. В этом году в Невинке также запланированы масштабный ремонт дорог и обустройство дворов.

А теперь рассмотрим вопрос с другой стороны. Будем реалистами, за год-два построить многоуровневые развязки, расширить, где возможно, дороги, установить множество надземных пешеходных переходов не удастся. А что, если снизить число машин на улицах города? Как это возможно, спросите вы, на чем людям добираться на работу, в магазины, в гости и т.д.?

Но нас же не удивляло, как обходилось без личных авто большинство населения в 80-е годы. Тогда был хорошо развит общественный транспорт. В том же Невинномысске вместительные автобусы ЛиАЗы, «Икарусы» исправно несли службу.

Кстати, с «Икарусами»-гармош-ками связана интересная история. Обычно их получали только города-миллионники. Для Невинномысска, где необходимо было организовать подвоз персонала на предприятия-гиганты, сделали исключение. В город химиков передавали бэушные «Икарусы»-гиганты из... Сочи. Вмещал каждый такой автобус до 160 человек. Но с развалом муниципального автотранспортного предприятия (середина 2000-х годов) пришла другая эпоха. Кстати, в архиве автора этих строк есть уникальный снимок: один из последних рейсов последнего «Икаруса»-гармошки.

А что сегодня? Пассажирские перевозки в Невинномысске осуществляют в основном «Газели» и «пазики». Например, вместимость «Газели» (их остроумные обыватели нередко называют шайтан-машинами) 14 пассажиров. То есть один большой автобус способен заменить на дороге пять-шесть «Газелей».

На днях я провел импровизированный соцопрос, в котором приняли участие 20 человек. «Отказались бы вы от автомобиля, если бы в городе была создана новая система пассажирского транспорта, удобного, комфортного, безопасного, работающего строго по расписанию?». Восемь опрошенных ездили бы на таком транспорте на работу и обратно, а авто оставили бы для поездок по выходным. Три человека вовсе отказались бы от автомобиля. Мотив: с каждым годом содержание машины становится все дороже и дороже. Бензин, запчасти, страховка, транспортный налог, штрафы.

Сделаем важное примечание: развитие общественного транспорта в городе не даст эффекта, если не контролировать строгое выполнение водителями графика перевозок. Сегодня же после восьми вечера в Невинке уехать на маршрутке в окраинный район – большая проблема. Если невыгодно водителю ездить с полупустым салоном, он отправится домой. Несмотря на утвержденное расписание.

В общем, пока что в противостоянии «общественный транспорт – личный автомобиль» побеждает последний. А потому большинство дворов в городе химиков напоминает настоящие автостоянки. Занять место под беседкой, на газоне для автовладельцев в порядке вещей. Некоторые даже ставят блокираторы на «свое» место. А на своем окне или ближайшем столбе монтируют... систему видеонаблюдения. Как бы не дошло дело и до заборов вокруг незаконных дворовых стоянок...