07:15, 2 февраля 2018 года

Доктор Владимир Данильян: победить рак удалось многим людям

Более 40 лет кандидат медицинских наук, врач-онколог высшей категории Владимир Михайлович преподает в Ставропольском государственном медицинском университете, столько же трудится в Ставропольском краевом онкологическом диспансере. Всю свою жизнь лечит больных, ведет научную деятельность, успевает делиться богатым опытом со студентами Ставропольского государственного медицинского университета. Трудно даже представить, сколько больных прошло за эти годы через его руки, скольким из них он вернул надежду на выздоровление, помог собрать все силы на борьбу с грозной болезнью и победить. Встретились мы с доктором накануне важной даты - Всемирного дня борьбы против рака, чтобы поговорить о самом главном - о жизни.

- Владимир Михайлович, ваши коллеги утверждают, что рак - не приговор.

- Я к ним присоединяюсь. На земле живет очень много людей, которым удалось победить недуг, но почему-то чаще в широкие массы транслируются истории со смертельным исходом. Мы в онкоцентре успешно оперируем, успешно лечим, но кто об этом знает, кроме врачей?! Ведь даже сам больной зачастую думает: ну выздоровел, значит, действительно ничего такого не было. А те, кто понимает, от чего вылечились, стараются не вспоминать о пережитом. Поэтому пропаганда успехов и возможностей онкологии, как мне кажется, необходима.

Диагноза «рак» люди боятся как огня, хотя вероятность умереть от сердечно-сосудистых заболеваний гораздо выше. Кардиологи оказались умными людьми. Они научились управлять гипертонией с помощью лекарств, которые помогают держать организм в балансе. Возникает такая ситуация: организм не мешает болезни, болезнь не мешает организму.

Мы в онкодиспансере тоже наблюдаем, что есть больные, которые быстро угасают, а есть те, которые с опухолями живут очень долго. Почему? В организме устанавливается равновесие между силами добра и зла. Поэтому в последнее время принято считать, что длительная стабилизация (когда болезнь не прогрессирует и не регрессирует) - это хороший результат. В таком состоянии человек может жить долго. Так вот искусство современного онколога при невозможности излечить опухоль заключается в том, чтобы добиться состояния, когда новообразование останавливает свое развитие, но при этом качество жизни больного остается на должном уровне. Это можно сделать с помощью и медикаментов, и определенного эмоционального настроя. Природа рака до конца не изучена, но влияние психогенного фактора никем не оспаривается. Иной раз удивляешься: у пациента запущенная стадия рака, а он живет. И поверьте, таких случаев в моей практике немало.

- Выходит, многое зависит от самого человека?

- В процессе лечения есть три действующих лица - это больной, его болезнь и врач. Пациент должен понимать, что специалист хочет ему помочь, тогда он тоже станет помогать лечению. Есть такая притча о враче, больном и болезни. Либо объединяются врач и больной против болезни, и тогда есть шансы на победу, либо больной и болезнь - против врача, тогда шансов помочь становится меньше. Поэтому первое, что надо сделать врачу-онкологу, - привлечь на свою сторону больного. Обмануть пациента невозможно: когда заходишь к нему в палату, тот должен чувствовать: врач пришел помочь. Онкология, как никакая другая область медицины, требует высокого профессионализма, а еще больше чуткости, гуманности, такта и доброты. Больные здесь особенно ранимы, поэтому более других нуждаются в бережном подходе и душевной теплоте.

- Владимир Михайлович, как мне кажется, сегодня одна из глобальных целей человечества - найти лекарство от рака. Периодически в СМИ проскакивает информация, что в том или ином конце света приблизились к решению этой проблемы.

- Если кому-то из моих коллег удастся остановить метастазирование опухоли, считайте, что на 90 процентов проблема рака решена, потому что первичную опухоль можно удалить, облучить, а вот что делать с метастазами, пока неясно. В борьбе с раком нужна прорывная идея. Вспомните, были времена, когда мы пользовались проводными телефонами, а теперь общаемся с людьми с разных континентов, используя мобильную связь. Это и была прорывная идея, которая позволила сделать серьезный шаг в будущее.

Положа руку на сердце скажу, что наукой сделано многое, особенно когда ученые начали работать на молекулярно-генетическом уровне. Но, как мне кажется, эти исследования практической медицине мало что дали. Во-первых, доступ к таким анализам ограничен из-за их дороговизны. Во-вторых, созданные таргетные препараты, которые используются для лечения опухолей, к сожалению, полностью не излечивают больных раком. Все ученые кинулись на молекулярно-генетический уровень, но, как мне кажется, пропущен уровень целостного организма. Организм - это управляемая машина, и расшифровать ее сегодня - задача глобальная. Этим мы занимаемся со студентами на базе научного кружка. Например, изучаем доброкачественные опухоли молочных желез у женщин, ищем оптимальную тактику лечения.

- Кстати, статистика говорит о том, что женщины болеют раком чаще, чем мужчины. Основная причина - стресс?

- Во-первых, стресс, которого в современном мире избежать невозможно, во-вторых, питание - в рационе человека сегодня присутствует много вредных продуктов. Это влияет на гормональную систему. Среди причин назову и беспорядочную половую жизнь, воспалительные процессы, которым не придают значения. С каждым годом количество женщин, больных раком, растет, причем болеют и молодые, и пожилые.

- Задам еще один популярный вопрос: передается ли рак по наследству?

- Генетическая предрасположенность к ряду заболеваний, в том числе и онкологическим, существует. Если в каком-то поколении произошла генетическая поломка, то она может передаться. Но и это необязательно. Тем не менее повод относиться к своему здоровью внимательнее есть. Например, если у женщины рак молочной железы, то ее дочерям и внучкам желательно время от времени показываться маммологу. Хотя, повторюсь, совсем необязательно, что заболевание передается по наследству.

У меня в практике были случаи так называемого семейного рака. Сначала врачи выявили рак легкого у мужа, потом у жены. Когда начали выяснять, оказалось, что дом супружеская пара грела печным отоплением, заслонка пропускала - и вся гарь попадала в помещение, а затем и в легкие. Другой случай тоже поначалу застал врачей врасплох: заболел глава семьи - пролечили, потом его супруга, затем дочь старшая, младшая, внук. Забили тревогу. Жили они в частном доме, глава семьи занимался ремонтом аккумуляторов, а негодные свинцовые пластины использовал в хозяйстве - настилал ими дорожку во дворе, а сверху накрывал плитой. Когда стали выяснять, оказалось, что весь этот свинец отравил почву, а значит, фрукты-овощи, которые выращивались и употреблялись в пищу, превратились в настоящий яд.

- Рака страшатся все. Даже сильный духом человек, получив направление на консультацию онколога, невольно начинает волноваться и тревожиться. Каким образом можно снизить риск заболевания?

- Как бы банально ни звучало, необходимо следить за своим здоровьем, вести правильный образ жизни. Питаться качественными продуктами. Мои друзья - оба профессора микробиологии - разработали технологию, которая позволяет выращивать овощи-фрукты без химикатов с добавлением в почву эффективных микроорганизмов. Она оказалась лучше существующих. Эффект изумительный. Когда стали предлагать разработку производителям, те заметили, что им не важно, насколько он безопасен, хоть цианистый калий, лишь бы был хороший урожай. Вот психология наших людей. На Западе каждый продукт четко поделен: есть экологически чистые (они очень дорогие), есть продукты с ГМО (очень дешевые).

Второй очень серьезный фактор - курение. В прогрессивных странах с этой проблемой научились бороться очень просто - в частности, повышают цены на сигареты. Во-вторых, назначили серьезные штрафы за курение в общественных местах, поэтому процент любителей подымить снижается. У нас ситуация по раку легкого хуже, чем на Западе, - там уменьшается, а у нас остановилась. Мужчины все чаще бросают курить, а вот курящих женщин, к сожалению, становится больше, да и отказаться от дурной привычки им труднее.

«Приговор: жить!»
Газета «Ставропольская правда»
2 февраля 2018 года