07:23, 10 января 2018 года

Платные парковки могут появиться во дворах российских многоэтажек

Нововведения, способные серьезно осложнить жизнь автомобилистов, комментирует наш эксперт Роман Савичев, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое в профессиональной среде признано одним из крупнейших в России, согласно данным рейтинга авторитетного портала Право.ру.

-Законопроект был подготовлен Минтрансом РФ еще в начале 2012 года, поскольку возникла нужда в едином правовом акте, регулирующем вопросы организации дорожного движения, платных дорог и парковок и так далее, - отмечает Роман Савичев. - В связи с отсутствием такого документа регионы решали возникающие проблемы по своему усмотрению – кто во что горазд. Ставрополь, например, как известно, задыхается в пробках, а города Кавминвод, особенно Кисловодск, рискуют лишиться части отдыхающих из-за невозможности ограничить огромный поток автомобилей, отравляющих выхлопами целебный воздух. И когда законопроект был наконец-таки внесен в Госдуму РФ, это случилось лишь в апреле 2016-го, власти на местах обрадовались многим фигурировавшим в документе «ограничениям» транспортного разгула, в т. ч. возможности взимать плату за въезд в города. Однако этот пункт вызвал наибольший общественный резонанс и негативную оценку экспертов, по-

этому от него пришлось отказаться. И тем не менее власти получили право вводить постоянный или временный запрет на проезд автомобилей, исходя из ряда критериев. Вето может коснуться машин, имеющих низкий экологический класс, например меньше «Евро-4», определенного типа транспортных средств, скорее всего, это будут грузовики. Запретить проезд на определенном участке можно будет и в определенный день недели, скажем, в понедельник, или время суток.

Бороться с пробками на дорогах, конечно, нужно, но главное, чтобы полномочия, данные местным властям, не вылились в злоупотребления. Например, запрет на проезд грузовиков при отсутствии альтернативной дороги способен обанкротить любое производство, завязанное на поставке товаров или подвозе сырья.

В законе наконец-таки закреплены такие базовые понятия, как «организация дорожного движения», «интенсивность движения», «пропускная способность дороги» и другие. Прописано и то, как нужно дорожникам проводить ремонтные работы, чтобы водители испытывали минимум неудобств. Однако наибольший резонанс, думаю, вызовет разрешение городским властям вводить платные парковки во дворах жилых домов. Такая парковка должна быть обозначена разметкой, дорожными знаками и оборудована автоматизированной системой оплаты. Самый интересный вопрос: кто может быть владельцем парковки? Собственник земельного участка. Но вот если спросить жильцов многоэтажки, кому принадлежит их двор, думаю, большинство ответят, что владельцам квартир. И ошибутся. Жильцам принадлежат лишь земля под домом и очень редко двор. Чтобы отмежевать дворовую землю и поставить ее на кадастровый учет, нужно потратить много сил, нервов и денег, да еще и по судам походить. Как правило, жильцы эту тему игнорируют. В итоге в соответствии с законодательством невыделенной дворовой землей по умолчанию распоряжается орган местного самоуправления. То есть парковка на этом участке в любой момент по решению муниципалитета может стать платной.

Правда, в законе есть пункт, что платная парковка в этом случае организуется с учетом мнения собственников соседних домов. Однако особых иллюзий на этот счет питать не стоит: скорее всего, мнение людей будет выясняться с помощью механизма публичных слушаний, результаты которых необязательны для властей.

В случае если дворовая земля является коллективной собственностью жильцов, т.е. оформлена в соответствии с законодательством, решение о размещении на этом участке платной парковки принимают на собрании не менее двух третьих собственников. Но лично я сомневаюсь, что такая практика будет очень масштабной. Во-первых, автовладельцы, чьи железные кони ночуют возле своих домов, откажутся платить за парковку, а во-вторых, сами жильцы не захотят иметь под боком двор, уставленный не только своими, но и чужими машинами, загрязняющими воздух выхлопными газами.

Еще один актуальный вопрос: кто будет получать деньги за платную парковку и каким будет тариф? Если земельный участок принадлежит муниципалитету, то деньги идут в бюджет. Если жильцам многоэтажки, то им, правда, не конкретно Иванову, Петрову, Сидорову, а созданному ими юридическому лицу. Что касается тарифа, то его установят региональные власти.

Кстати, в соответствии с законом местным властям даны немалые полномочия. Например, краевая Дума своим правовым актом может вообще запретить организацию платных парковок во дворах. А органы местного самоуправления вправе запрещать платные парковки рядом со школами, больницами, спортивными объектами. Понятно, что времена сейчас непростые и бюджеты городов остро нуждаются в деньгах, однако местным властям при обустройстве платных парковок все-таки нужно, как говорится, семь раз отмерить и ни в коем случае не игнорировать мнение населения.

А гражданам можно посоветовать одно: чтобы не получить нежданный «сюрприз» в виде парковки под окнами дома, оформите на себя дворовый земельный участок. Время еще есть: закон, о котором мы говорим, вступает в силу через год после подписания президентом.

«Приехали…»
Газета «Ставропольская правда»
10 января 2018 года