17:17, 6 января 2018 года

Работы художника-графика Владимира Додэ выставлены в Ставрополе

«Пруд в парке», «Лиственный лес», «В Русском лесу», «Деревенька», «Рябина», «Сосны», «Горы» - такие простые названия давал художник своим пейзажам, а сколько они открывают красоты, поэзии природы, сколько вложено влюбленности автора в эти непритязательные сюжеты! Как точна и необходима здесь каждая линия, каждый штрих! А вой-дя в соседний зал, попадаешь под волшебное очарование живописи Додэ, будь то совсем небольшие по размерам «Ранний снег» и «Весна в ставропольском лесу» или более крупные полотна «Юность» (портрет дочери) и «Ночь». У каждой работы невольно замедляешь шаг, настолько они притягивают взгляд, не отпускают. А неподалеку еще открытие: чеканные произведения, в которых металл начинает оживать в образах запечатленной художником сказочно-былинной старины. «По широкому раздолью», «Северный мотив», «О, Русская земля!», «На поле Куликовом» - как много все это говорит русскому сердцу! Русское сердце было и у этого замечательного художника с французской фамилией…

По единодушному признанию первых посетителей, а здесь собрались журналисты, художники, писатели, деятели культуры, экспозиция стала для многих счастливым открытием Художника с большой буквы. И человека, вся жизнь которого была отдана служению искусству. Как подчеркнула искусствовед Ольга Бендюк, в свое время Владимир Додэ был хорошо известен и много сделал для родного Ставрополя. Его творчество представляет целый пласт культуры второй половины ХХ века, культуры, связанной с самыми разными сферами жизни - газета, издательство, мир писателей и художников. 2017 год стал годом юбилеев: 240 лет городу Ставрополю, 100 лет Русской революции, 100 лет старейшей краевой газете «Ставропольская правда», в которой Владимир Викторович работал. Многие еще помнят его рисунки в газете, сопровождавшие статьи, в то время это была неотъемлемая часть газетной культуры. Более того, по словам сегодняшнего главного редактора «Ставрополки» Василия Балдицына, именно история газеты объединила многих разноплановых интересных людей. Сложилось так, что в губернских городах газета - а их раньше было не много, одна-две - становилась центром притяжения творческих сил. Так и вокруг «Ставропольской правды» объединялись и потом становились известными поэты, писатели, фотографы, художники. И именно без художника ни одно издание было немыслимо при скупых возможностях прежней печати: художнику приходилось лаконичными средствами отражать и свою эпоху, и свое мастерство и талант. И Владимир Додэ справлялся с этим блестяще.

Необычным назвал новый выставочной проект изомузея культуролог Владимир Лычагин:

- Такие художники, как Додэ, составляют соль земли нашей. Это целая история в изобразительном искусстве края. Помню, будучи актером драмтеатра, я немного подрабатывал в газете «Молодой ленинец». И знаю не понаслышке, что газеты опекались великолепными художниками, мастерски подчеркивавшими актуальность поднимаемых тем. Например, в дни сбора урожая остро отражали проблему потерь зерна, делали хлесткие карикатуры на нерадивых водителей, ворующих зерно с элеваторов. Такова была культура газетной графики, и Владимир Викторович очень чутко отвечал на запросы своего времени. А какие тонкие у него стихи, вошедшие в замечательную книгу лирики «Акварель». Додэ, несомненно, был весьма заметной фигурой, со своей четкой позицией, своим пониманием роли художника. Имя его останется в художественной жизни Ставрополья - с его вкусом, стилем, воплощением идей, широким диапазоном творчества. Такими именами и будет всегда жива наша культура.

В начале 60-х годов ХХ века Владимир Додэ окончил знаменитое Красносельское художественное училище обработки металлов и вернулся в родной Ставрополь. Неоднократно участвовал в краевых выставках. Много его труда было вложено в оформление книг, выпускавшихся Ставропольским книжным издательством. Помимо этой и газетной работы много занимался станковой графикой в технике линогравюры. При этом всегда оставался ни на кого не похожим, быть может, оттого и не вписался в общий тренд профессионального развития, формально стоял в стороне от Союза художников. Но человек был абсолютно профессиональный, искренний, со своим словом и в пейзаже, и в анималистическом жанре, и в живописи.

Очень точно выразил свое восприятие творчества В. Додэ известный ставропольский художник Владимир Грибачёв:

- Хотя я не встречался с ним при жизни, но могу сказать, что я его знаю! Вспоминаю подготовку проекта «Эстамп художников Ставрополья», тогда мне порекомендовали познакомиться с работами Додэ. Увидев в фондах музея его листы графики, эстампа, сразу понял, как это интересно. И теперь могу похвалиться тем, что Владимир Додэ сейчас продолжает жить в эстампе у меня в мастерской, где провожу ежегодно практику студентов отделения графического дизайна краевого колледжа искусств. Наши студенты учатся на нескольких досках цинкографии Владимира Викторовича, подаренных нам его дочерью Звезданой. Что может быть лучше для мастера? Уверен, он будет жить долго, найдя продолжение в сегодняшних молодых последователях. Кстати, мы намерены вскоре снова обратиться к эстампу, думаем над новой выставкой, и работы Додэ там будут непременно.

Как человек, связанный с текстами, со словом, Додэ дружил со многими ставропольскими литераторами. Не случайно в рамках выставки появилась витрина с книгами, которые он оформлял в 60 - 70-е годы. Профессиональные отношения с писательским братством переросли в дружеские, близкие. Игорь Романов, Владимир Гнеушев, Иван Кашпуров, Александр Екимцев, Геннадий Фатеев, Семён Ванетик, Валентина Сляднева, Вадим Хачиков, Азрет Семёнов, Осман Хубиев, Морхаджи Нармаев стали тем кругом общения, которому доверял Владимир Додэ. Многим из них показывал свои стихи. Радовался удачам, не обижался на критику.

Поражает, насколько точно он чувствовал интонацию каждого поэта, как органично вписывался в художественный процесс своего времени. Тогда художники работали наравне с писателями, сотворяя организм книги! Недаром знатоки говорят: то было время подъема книжной иллюстрации. Для ставропольского поэта Елены Ивановой и ныне бесконечно дорога одна из первых ее книжек стихов, оформленная Владимиром Додэ. По нынешним меркам совсем скромная по формату и цветовой гамме, не говоря уж о качестве бумаги. Но она - любимая для поэта, потому что, как сказала Е. Иванова, в оформлении присутствует мысль! А контакт писателя и художника очень важен, ведь и книгу тоже встречают «по одежке». И было бы очень хорошо возродить эти творческие контакты, как во времена Владимира Додэ!

Художник Иван Ковалёв когда-то работал в Калмыцком издательстве, а поскольку печаталось тогда все в Ставрополе, часто приезжал по издательским делам. Иван Григорьевич очень тепло вспоминает общение «с Володей»:

- Рождение этого художника пришлось на период мощного подъема графики в нашей стране. Много было замечательных мастеров, и Володя - один из лучших! Очень рад, что наконец работы его вновь заговорили в залах музея.

В этот декабрьский вечер особым теплом была согрета атмосфера музейного пространства. Звучали проникновенно-искренние стихи Владимира Додэ, который, по воспоминаниям друзей, был романтиком, мечтателем, его порой даже называли человеком не от мира сего. А он и не возражал, ему это нравилось. Ему даже казалось, что он и вправду - человек не отсюда, что он рожден где-то на далекой звезде… Он даже дочке любимой дал необыкновенно поэтическое имя. При этом он был и глубоким философом, его и космическая звездность явно влекла особой, непознанной, загадочной и таинственной бездной. Потому так точно легли в название выставки Додэ строки песни «Есть только миг…» - в них слышится чудная бесконечность Вселенной…

Выставку в музее активно помогала подготовить дочь художника Звездана Додэ. Сама человек творческий, она по достоинству оценила работу музейщиков, поблагодарила всех, кто создавал эту выставку и кто помнит Мастера. Он действительно по-новому счастливо открывается нам в канун нового года. Он шагает с нами в будущее, а ведь известно: человек живет столько, сколько его помнят. Фамилию Додэ будут помнить не за ее французское происхождение и экзотическое звучание, а за то, как талантом своего обладателя она стала по-настоящему славной и родной для Ставрополья.

«Ставропольская фамилия с французским акцентом»
Газета «Ставропольская правда»
29 декабря 2017 года