Уходящий год надолго запомнится юной художнице из Невинномысска, одиннадцатилетней Софье Балацкой. Еще бы, ведь ее рисунок, выполненный в технике «графика», экспонировался в Государственном Эрмитаже. Да-да, это не шутка!

Всё началось два года назад. Исполнив мечту Софьи, родители записали ее на занятия в художественное отделение детской школы искусств. Девочка научилась многому. Основы рисунка, живописи, композиции, скульптуры – все ей интересно. А главное, как сказала преподаватель Ксения Чикишева, у Софьи есть талант. Это, впрочем, относится ко всем без исключения воспитанникам художественной школы.

Работа Софьи, попавшая в главную сокровищницу искусств нашей страны, называется «Эрмитажный кот в гостях у эмира». Откуда такое интересное название? Здесь тоже рассказ придется начать издалека. Эрмитажные мурлыки, защищающие мировые шедевры от грызунов, ведут свою историю с начала ХVIII века. Тогда Петр I поселил в Зимнем дворце привезенного из Голландии кота. Позднее императрица Елизавета Петровна издала Указ «О высылке ко двору котов», в котором приказала «сыскать в Казани самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей... И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных объявить для скорейшего отправления в губернскую канцелярию». А Екатерина Великая, основательница Эрмитажа, придала кошкам статус охранников картинных галерей.

С 1999 года празднуется День эрмитажного кота. Это специальный проект, разработанный в Государственном Эрмитаже и посвященный усатым-полосатым, обитающим в музее. Как подчеркивает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, «коты стали очень важной частью нашей эрмитажной жизни и одной из значительных эрмитажных легенд». Дню эрмитажного кота каждый год посвящают конкурс детских рисунков. В этот раз детям предложили такую тему: «Путешествие эрмитажного кота на Восток».

Как видим, Софья Балацкая отправила котика в гости к могущественному и хлебосольному эмиру. Кстати, эта работа (на ее создание ушло две недели) выполнена… гелевой ручкой. Этот инструмент художники все чаще применяют вместо туши.

Рисунок нашей юной землячки не зря был отмечен на высоком уровне. В нем заключается целая история. Взять главного героя. Кот с лукавыми глазами удобно возлежит на подушечках. На голове у него симпатичный тюрбанчик, на лапках – остроносые туфельки. Гостеприимный эмир (он остался «за кадром») выставил для петербургского путешественника знатное угощение. Здесь и напитки в высоких кувшинах, и медовые дыни, и виноград, гранаты… А как же, гость на Востоке – понятие святое! Неспешно течет беседа двух уважаемых господ… Да, чуть не забыли, на голове у мурлыки специальная эмблема, означающая что он кот не простой, а эрмитажный.

Стоит отметить, что в этом году устроенный Эрмитажем конкурс значительно расширил границы – в нем приняли участие дети из 50 городов России, а также ближнего зарубежья. Тем ценнее успех Софьи Балацкой. Ее работа была выделена из полутысячи присланных рисунков и вошла в десятку лучших.

Диплом победителя и памятные подарки (книги про кошек и Северную столицу) – это еще не все призы. Также рисунок был представлен в Иорданской галерее Зимнего дворца (последний входит в состав Эрмитажа). Причем этикетку для работы сделали такую же, как у эрмитажных экспонатов.

Автор этих строк себя провидцем никогда не считал, но сразу понял, что в этой доброй истории без настоящего котика – теплого, пушистого, мурчащего – не обошлось. И оказался прав. Любимец Софьи Балацкой – ее кот Персик. Его можно считать в какой-то мере прототипом мурлыки, побывавшего в гостях у эмира.

– А какой характер у Персика? – спрашиваю я юную художницу.

– Он ленивый, больше всего любит поесть и поспать, – таков был ответ.

Ну что ж, достойный представитель племени усатых и хвостатых!

В начале этого материала мы не зря упомянули, что талантливы все дети, занимающиеся в Детской школе искусств Невинномысска. В творческом конкурсе, посвященном эрмитажным котам, также приняла участие юная художница Варвара Ситникова. Она смогла в одном рисунке уместить путешествие мурлыки через всю страну. Как? Изображен сам котик и знаковые места, здания, памятники крупнейших городов России – от Москвы до Владивостока. Оригинальная идея! В Петербурге эта работа наряду с творениями других юных художников была также представлена в одном из помещений Зимнего дворца.