В канун Нового года в Ставропольской краевой научной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова прошли творческий вечер и презентация документально-публицистического издания «Владимир Гурьев. Человек, подаривший нам СЛОВО».

Представили новую книгу педагог по сценической речи, актриса театра «Слово» Юлия Пересыпкина и художественный руководитель театра Евгений Пересыпкин. Так ставропольцы отметили 75-ю годовщину со дня рождения заслуженного артиста России, режиссера и основателя театра.

Это не просто внушительное издание, рассказывающее о мастере, и не одно из многих, стоящих на полках в библиотеках. Книга – признание в любви учителю, клятва, что его никогда не забудут...

Юлия и Евгений Пересыпкины встречали гостей, крепко держа в руках только что изданную книгу, как будто обнимали самого Учителя. Вместе с мастером они прошли большой творческий путь, а когда его не стало, продолжили главное дело его жизни.

Сорок воспоминаний друзей, коллег и учеников легли в основу сборника. Отдельная часть посвящена истории театра «Слово», который стал необыкновенным явлением в культурной жизни Ставрополя. Сборник, работа над которым шла долгая и кропотливая, получился живым. Так его в разговоре с журналистом «Ставропольской правды» охарактеризовала Юлия Пересыпкина.

– Полтора года группа авторов, среди которых мой супруг Евгений, журналист Андрей Козлов, профессор Северо-Кавказского федерального университета Вячеслав Ходус, собирали материалы, брали интервью у родных, друзей, коллег Владимира Владимировича, – рассказала Юлия. – Книга позволяет оценить масштаб личности учителя спустя многие годы. А еще она показывает: воспоминания о человеке живы – в его спектаклях, в его учениках. Авторы книги говорят о Гурьеве как о режиссере, педагоге, театральном деятеле, прекрасном артисте. При этом книга хорошо иллюстрирована фотографиями. Под крылом учителя мы жили беспечно и руководствовались строками из его любимого стихотворения: «Не надо заводить архива, над рукописями трястись...». Мы не собирали ни программок, ни афиш, ни фотографий, и только когда его не стало, поняли свою ошибку. Сейчас благодарим всех, кто оказал нам помощь в составлении книги.

Творческий вечер получился теплым. Коллеги по сцене вспоминали интересные эпизоды, связанные с совместной работой над спектаклями, ученики с большой благодарностью отзывались о той важной роли, которую он сыграл в их жизни, зрители говорили о таланте артиста.

Владимир Гурьев прожил интересную жизнь: долгие годы служил в Ставропольском краевом академическом театре им. М.Ю. Лермонтова. Заслуженный артист России Александр Ростов вспоминал, как они вместе играли в спектакле «Люкс №13» по пьесе Рэя Куни: «Для нас всех «Люкс №13» стал своего рода экзаменом, потому что его ставил известный столичный режиссер Хайдар Гима на малой сцене, и мы работали буквально в метре от зрителя. Гурьев играл этакого озорного и шаловливого политического деятеля сэра Уилли, решившего развлечься с девушкой. А я играл его помощника Пикдона, целомудренного и консервативного парня... Мы были в партнерстве невероятном. Настолько союз наш был совершенен, что я после премьеры никогда морально не готовился к самому спектаклю – стоило только надеть очки и увидеть глаза Гурьева... В этом спектакле проявился тонкий, глубокий юмор Владимира Владимировича, его умение владеть залом и игровой ситуацией на площадке. О, если б читателю на секунду увидеть тот зрительный зал! Замирающий в паузах. Неистово следящий за интригой».

А когда стало «не хватать воздуха», Владимир Гурьев совершил серьезный поступок – ушел с главной сцены и полностью погрузился в хлопоты молодежного театра-студии «Слово». Заслуженный работник культуры РФ Владимир Лычагин, вспоминая этот период жизни мастера, пишет: «Он был учителем студийцев, учил их, как вести себя на сцене, как создавать сценические образы, но, по существу, по ощущению жизни он сам вбирал от них подвижные темпоритмы, музыкальные вкусы, пластику жестов, особенности речи и многое другое».

Нельзя не упомянуть еще об одном серьезном проекте Гурьева. По его инициативе когда-то был создан литературный театр «Собеседник», репертуар которого состоял из 26 поэтических композиций.

«Особым успехом пользовались композиции о Сергее Есенине, где Володя рассказывал о поэте, читал его стихи, а я исполнял песни. Концерты давали по всему Ставропольскому краю. Помню, мы пришли с поэтической программой «Собеседника» на какое-то партийное совещание. Но собравшимся чиновникам толком не объяснили, что после официальной части будут читать стихи. Некоторые вообще восприняли это как лекцию в дополнение к теме совещания. Поэтому, когда мы вышли на сцену, все достали блокнотики, ручки... Они ждали лекцию, но ни один лектор не сможет оказать такого воздействия, как артист», – вспоминает заслуженный артист России Владимир Аллахвердов.

Во время творческого вечера выступающие не раз упоминали и о том, что благодаря Владимиру Владимировичу на Ставрополье появился новый жанр – театр у микрофона. Вместе со своими коллегами на студии краевого радио они записали не один десяток спектаклей. Владимир Владимирович создавал их по произведениям русских классиков, а также писателей Ставропольского края. Это уже история. Много об этом может рассказать руководитель Ставропольского краевого радио Аждаут Ибрагимов: «...Мы в то время считали Владимира Гурьева даже больше своим работником, чем краевого театра им. М.Ю. Лермонтова, хотя он там блистал на сцене во многих спектаклях. Чаще всего он сам предлагал идеи постановок, потому что хорошо знал классику и жадно интересовался современной литературой... Гурьев понимал, что в театр единовременно приходят несколько сотен или всего лишь десятков людей, а у радио огромная – миллионная – аудитория. Поэтому он мастерски использовал технические средства эмоционального воздействия на слушателя... Гурьев не просто был режиссером-постановщиком, он и сам играл роли либо читал текст от автора. Привлекал актеров драмтеатра, потом стал приводить ребят из своей студии «Слово».

Кстати, во время презентации гости получили в подарок не только книгу, но и диск с лучшими спектаклями радиотеатра, записанными в период с 1989 по 2003 год.

– Владимир Владимирович – личность большого масштаба, – вспоминает его ученик, а ныне художественный руководитель театра-студии «Слово» Евгений Пересыпкин. – Он был требовательным, как сейчас говорят, креативным, придумывал невероятные сцены, актерские ходы, решение того или иного образа. Мы, как и он, сегодня бережно относимся к репертуару, ставим спектакли по произведениям «умных» авторов. Владимир Владимирович всегда подчеркивал: публику не нужно веселить, но важно с ней беседовать, давать задуматься, воспитывать. Созданное им «Слово» существует – есть зритель, есть поклонники, репертуар и традиции, которые мы бережно храним. Главное, нам удалось перенять его отношение к театру, к детям. Владимир Владимирович никогда не устраивал кастингов для тех, кто хотел играть, считая, что, если ребенок пришел в театр, значит, в нем есть талант.

В 2018 году театр-студия «Слово» отметит 25-й день рождения. Сегодня с твердой уверенностью можно сказать: ученики сделали все, чтобы дело Гурьева продолжалось. Полностью не раскрывая идею, на презентации студийцы поделились далеко идущими планами, например, есть задумка организовать ежегодный поэтический конкурс имени Владимира Гурьева. А значит, память жива!