06:38, 27 декабря 2017 года

Налоговики предлагают расстаться с долгами добровольно

-Елена Алексеевна, 1  декабря истек срок уплаты имущественных налогов физических лиц за прошлый год. Собственники недвижимости, земельных участков и транспортных средств должны были исполнить свои обязательства перед бюджетом. Какие последствия ожидают тех, кто этого не сделал?

- Заплатить все равно придется, потому что к должникам применяются меры принудительного взыскания. Но прежде мы предлагаем исправить ситуацию добровольно: направляем требования с предложением уплатить суммы в установленный срок. Если этого не происходит, по решению суда возбуждается исполнительное производство.

Далее судебные приставы, придя к неплательщику домой, могут арестовать имущество и банковские счета, взыскать долги за счет имеющихся наличных средств. К тому же если долг превышает 30 тысяч рублей, то человека не выпустят за границу. И узнает он об этом уже в аэропорту, перед вылетом, когда его не допустят на посадку.

Уплатить нужно еще и пени (их ежедневно начисляет налоговая служба, пока задолженность не будет полностью погашена), а также исполнительский сбор – 7 процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей.

Очевидно, что проще и дешевле платить налоги вовремя, а если задолженность уже образовалась, то расстаться с ней лучше добровольно и незамедлительно. Тем более что идти никуда не нужно, ведь на сайте Федеральной налоговой службы в «Личном кабинете налогоплательщика» и на портале гос-услуг можно не только проверить наличие долгов, но и оплатить их онлайн.

- Бывают ситуации, когда налоговая служба по каким-то причинам не знает о том или ином имуществе, а человек никогда не платил налоги на эти объекты. Как нужно поступить?

- Налогоплательщики обязаны уведомить службу в таких случаях, отправив специальное сообщение до 31 декабря. Это касается физических лиц, владеющих недвижимым имуществом и транспортом с 1 января 2015 года, если они никогда не получали налоговое уведомление по этим объектам, не платили за них налоги и не пользовались по ним льготами. Заполнить и направить сообщение можно в том числе через упомянутый личный кабинет. Добавлю, что за невыполнение этой обязанности грозит штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налогов.

- Расплачиваются ли должники? Насколько результативным можно назвать взыскание задолженности?

- Итоги работы в этом направлении отличные. За 9 месяцев текущего года от мер принудительного взыскания с физических и юридических лиц в бюджет поступило 8 млрд рублей, задолженность снижена на 2 млрд. Наш регион сейчас занимает одну из лидирующих позиций по эффективности применения мер взыскания и урегулирования задолженности. В частности, только от взаимодействия с судебными приставами в бюджет поступило 1,2 млрд рублей, что на 420 млн (или почти на 50 процентов) больше прошлого года.

К слову, одним из побуждающих факторов к уплате налогов юрлицами является привлечение к уголовной ответственности за сокрытие денежных средств или имущества, за счет которых должно производиться взыскание. В этом направлении продуктивно сотрудничество с правоохранительными органами. За текущий год на основании направленных службой материалов следственными органами возбуждены уголовные дела в отношении руководителей шести организаций на сумму 347 млн рублей. Такие меры, как правило, дают хорошие результаты.

- Государство, конечно, стремится к повышению уровня дисциплины налогоплательщиков. Расширяются границы контроля, растут требования, ужесточается ответственность... Но также меняется отношение – на страницах нашей газеты мы не раз говорили с вами о том, что ФНС России за последние несколько лет осуществила переход от фискальных отношений с налогоплательщиками к формату, который можно назвать партнерством, когда что-то скрывать становится невыгодно.

- Да, современные возможности бесконтактного контроля настолько широки, что у серых схем просто не остается шансов. В арсенале службы появляются все новые формы налогового контроля, и те процессы, на которые раньше уходила значительная часть времени, сейчас происходят в автоматическом режиме.

Приведу примеры. Переход на онлайн-кассы – один из прорывных проектов ФНС России 2017 года, он признан лучшим в номинации «Современная страна. ИКТ в госсекторе» на форуме CNews FORUM 2017. Модернизированные кассы – это не только необходимая информационная система госуправления, но и важнейший цифровой ресурс для бизнеса. Он позволяет налогоплательщику передавать информацию о расчетах в налоговую службу онлайн. В результате сокращается число выездных налоговых проверок, поскольку финансовая деятельность налогоплательщика открыта для налоговой службы. Предприниматели могут экономить время за счет электронной регистрации кассы. Кроме того, новые кассы способствуют защите прав потребителей: благодаря электронным чекам и специальному мобильному приложению покупатель может контролировать продавца и при необходимости оперативно сообщать о нарушениях в контролирующие органы.

Другой яркий пример – федеральный ресурс АСК НДС, запущенный в 2015 году в целях контроля уплаты налога на добавленную стоимость. Появилась возможность в режиме реального времени анализировать товарные и денежные потоки, таким образом налоговые органы видят полную картину деятельности организаций. Суть сводится к интеграции в единой электронной системе всех хозяйственных операций, причем как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. В АСК НДС очевидны любые попытки получения налоговой выгоды, поэтому малейшие подозрения могут стать поводом для проведения мероприятий налогового контроля.

Соответственно, честным налогоплательщикам это позволяет избежать лишних контрольных мероприятий со стороны налоговой службы. Если организация соблюдает закон, работает прозрачно, то необходимость выездных налоговых проверок отпадает.

Что получаем в результате такого риск-ориентированного подхода? Из года в год снижается количество выездных налоговых проверок: по сравнению с 2016 годом проведено выездных проверок меньше на 40 процентов. За 9 месяцев текущего года завершены проверки 216 организаций и индивидуальных предпринимателей. Это составляет всего 0,2 процента от числа отчитывающихся субъектов предпринимательской деятельности. То есть из тысячи налогоплательщиков выездная проверка проводится только по двум.

Низкий охват предполагает добросовестность налогоплательщиков, их право самостоятельно оценить риски своей финансово-хозяйственной деятельности и уточнить налоговые обязательства. По состоянию на 1 декабря 2017 года налогоплательщиками представлено 917 налоговых деклараций на добровольное уточнение своих налоговых обязательств на сумму 709 млн рублей. Два года назад, когда запускали систему АСК НДС, доля сомнительных операций составляла 5 процентов от оборота НДС, а сейчас – всего полпроцента.

- Один из способов минимизации налоговых обязательств – использование фирм-однодневок. Как налоговая служба борется с этим?

- Мы активно работаем в этом направлении совместно с правоохранительными органами. Общими усилиями пресечена деятельность более 200 ставропольских организаций, зарегистрированных на подставных лиц. Налоговыми органами направлено в правоохранительные органы 86 материалов, возбуждено 18 уголовных дел.

Эффективные рычаги воздействия появляются на законодательном уровне. Созданы условия, при которых номинальные руководители помимо уголовной будут нести еще и субсидиарную ответственность по обязательствам оформленного на них юридического лица. То есть с них тоже будут взыскиваться долги данной организации, хотя фактически к ее деятельности они отношения не имеют. И это будет происходить до тех пор, пока номинальный руководитель не предоставит полную информацию о том, кто на самом деле контролировал деятельность однодневки. Когда дело доходит до личной ответственности, подставные руководители начинают охотно сотрудничать с налоговыми и правоохранительными органами, давая всю информацию о заказчиках схемы.

Огромную роль играет достоверность государственных реестров. С сентября текущего года законодательно закреплена возможность исключать из Единого государственного реестра в административном порядке информацию о недействующих предприятиях, что позволило в разы повысить достоверность сведений ЕГРЮЛ. За 9 месяцев этого года из реестра исключено более 3 тысяч недействующих юрлиц, что в 1,6 раза больше, чем в прошлом году.

- Елена Алексеевна, мы уже частично с вами обсудили, что цифровая экономика требует соответствия происходящим процессам и от налогового администрирования. Информационные комплексы – это одно, но по-прежнему остается человек, который с вопросами спешит в инспекцию.

- К сожалению, из-за статуса органа исполнительной власти и контролирующего ведомства все еще бытует мнение о закрытости и неприступности налоговой службы, но это не так. Мы нацелены на создание таких условий, в которых процесс уплаты налогов будет необременителен, поэтому важнейшая задача заключается в предоставлении услуг налогоплательщикам быстро, качественно и удобно.

С одной стороны, разработанные методы бесконтактного взаимодействия позволяют минимизировать личные визиты в налоговый орган. Но вместе с тем и в налоговых инспекциях созданы условия для максимально комфортного обслуживания посетителей: это и качественная организация пространства помещений, и система электронной очереди, и компьютеры общего доступа, и сокращение допустимого времени ожидания в очереди, и многое другое. Мы нацелены на конструктивный диалог, поэтому всегда готовы оказать налогоплательщикам методологическую и консультативную помощь в вопросах налогообложения.

Юлия ПЛАТОНОВА
«У серых схем не остаётся шансов»
Газета «Ставропольская правда»
27 декабря 2017 года