11:39, 8 декабря 2017 года

В Ставрополе открылась выставка двух гениев – Питера Брейгеля Старшего и Иеронима Босха

Но давайте по порядку, от фактов к впечатлениям. В эти дни в залах галереи «Паршин» поселилось 45 репродукций величайших мастеров Северного Возрождения Иеронима Босха и Питера Брейгеля. Выставку назвали интригующе - «Мистические образы и тайны картин». Она знакомит с самыми известными работами гениев, переносит в другую реальность - мир, где есть место религиозным поискам и фундаментальным истинам.

Новый проект состоялся благодаря дружбе галереи «Паршин» и выставочной компании «Арт-Экспо». Посетители уже оставили свои восторженные отзывы, потому что быть равнодушным здесь невозможно. В первый день работы мистической выставки гости неспешно переходили от одной работы к другой, где-то образовывались группы интеллектуалов, пытающихся коллективно разгадать смысл полотен. Ведь «набегом», в одиночку, не имея глубоких знаний в этом вопросе, понять идейную составляющую очень сложно.

Для меня, пожалуй, наиболее остро здесь стоит вопрос о соответствии современного изобразительного искусства великому художественному наследию. Мы так часто посещаем выставки художников нашего времени и так редко имеем честь насладиться классическими образцами давно минувшего. И теперь кажется, что уже не дотянемся до тех авторов, которые так тонко, так исключительно чувствовали этот мир. Другой волнующий вопрос, который, возможно, останется без ответа: о чем думали эти мастера, создавая свои бессмертные шедевры?

Представить сложно, что пять веков разделяет наше время и их - людей, безупречно познавших изобразительное искусство. Эти имена то возносились до небес, то растворялись в забвении. Картины Босха и Брейгеля полны фантастических образов и скрытых смыслов, опутаны загадками и тайнами. Собственно, как и факты биографии: например, не выяснена дата рождения Питера Брейгеля Старшего, относительно места его рождения тоже существуют разногласия. Однако многое можно узнать о творчестве художника даже через то, чего он не писал. Известно, что Брейгель отказывался в творчестве от обнаженных фигур и порт-

ретов под заказ. Иероним Босх тоже считается одним из самых загадочных живописцев в истории искусства. Современные ученые предприняли множество попыток разгадать символический смысл картин мастера. Увы. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста, извлекавшего невиданные образы из своего подсознания, другие - что его творчество отражает средневековые эзотерические дисциплины - алхимию, астрологию и даже черную магию.

Открытие выставки, безусловно, событие для Ставрополя, но несмотря на это, оно прошло тихо. Никто из взявших микрофон не говорил длинных речей, не звучали фанфары. Никому не хотелось нарушать воцарившуюся тишину, в которой лучше всего рассматривать представленные шедевры.

- В прошлом году в Европе проходили выставки, посвященные 500-летию со дня смерти Босха, а 2018-й объявлен Годом фламандских мастеров. Вдохновленные этими событиями, мы решили организовать данную выставку в России. Благодаря современным технологиям удалось воссоздать репродукции, оформить их в рамы ручной работы. Мы объединили двух этих художников, потому что у них схожий жанр повествования, - рассказал организатор Александр Смирнов. - Большинство работ отпечатано в оригинальном размере. Ставрополь - первый город, где гостят картины. Дальше экспозиция переместится в Пятигорск, а затем в Центральную Россию.

Почему репродукции? Питер Брейгель Старший написал за свою жизнь чуть более сорока картин. Иероним Босх еще меньше - около двадцати пяти. Все шедевры хранятся в лучших музеях мира или находятся в частных коллекциях. Даже в родном городе Босха Хертогенбосе в недавно открытом музее представлены только репродукции его работ.

Зрителя обязательно зачарует картина «Охотники на снегу» кисти Брейгеля. Организаторы отозвались о ней так: «Можно сказать, что эта самая прекрасная картина художника. Можно сказать, что это один из самых первых зимних пейзажей и вместе с тем один из самых совершенных во всей мировой живописи».

Еще один шедевр - «Фламандские пословицы» - заставит стоять около картины очень долго. Представьте, на ней изображено около сотни известных пословиц в виде сюжетов-миниатюр (у исследователей есть предположение, что их еще больше). Работа сопровождена информационным текстом, где представлена каждая из известных пословиц. Приведу в пример лишь несколько: «Вешать коту на шею колокольчик» - это значит поднимать тревогу или скандал, «Сидеть в золе между двух стульев» - проявлять нерешительность.

С большой охотой мастер обращался и к эпизодам библейской истории. На выставке ставропольцам предложили ближе познакомиться со знаменитой «Вавилонской башней». Прежде всего она поражает своим умиротворенным спокойствием, что не свойственно ранним работам Брейгеля. Башня вполне отвечает традициям живописного изображения притчи: налицо потрясающие масштабы строительства, видно присутствие огромного количества людей и строительной техники. Башня, запечатленная Брейгелем, напоминает римский Колизей и одновременно большой муравейник...

Вторая часть галереи отдана творчеству Иеронима Босха. Он удивительным образом переносит в наш физический мир философскую умозрительность, его полотна трогают и волнуют. «Сад земных наслаждений» - самый известный триптих художника. Ни одно из известных толкований картины не признано единственно верным. Очарование ее в том, как автор через множество деталей выражает главную идею. На левой створке триптиха Бог представляет в раю Еву Адаму. В центральной части сцены, по трактовке некоторых исследователей, изображен истинный сад наслаждений, где обитают загадочные фигуры. Сложные машины для пыток и чудовища, порожденные фантазией мастера, поселились на правой стороне полотна. Не менее душещипательна другая история - «Искушение святого Антония». Аббат изображен на фоне солнечного пейзажа. Он в раздумьях. К слову, Антоний - постоянный персонаж в работах мастера. На эту тему им написано около 15 картин. Однако в противовес ранним работам здесь он показывает священника спокойным и созерцающим.

После презентации выставки, после ее официальной части, обсуждая картины, гости говорили о высоком - зашкаливающе высоком - градусе философской глубины изобразительного искусства художников, способных через века вот так, без смущения, рассказывать о человеческих (и, конечно, собственных) слабостях. И вроде бы понимая невозможность противостоять земным страстям, каждый все же признавал стремление к недостижимому, но столь желанному идеалу нравственности и порядочности.

Когда оказываешься за рамками выставочного пространства, то обещаешь себе еще раз сюда вернуться, потому что хочется подольше оставаться счастливчиком, познавшим творчество гениев. В общем, нынешняя экспозиция - полезное испытание не для слабых духом.

«Наедине с великими: мистика и тайны»
Газета «Ставропольская правда»
12 декабря 2017 года