По оценкам экспертов, в том числе из Российского союза автостраховщиков, с начала 2017 года мошенники продали доверчивым гражданам около 500 тысяч липовых электронных полисов по автогражданке (е-ОСАГО).Размахом жульничества обеспокоился регулятор рынка автострахования – Центробанк России, который намерен подготовить нормативный акт, где будут предусмотрены поправки в порядок оформления электронных полисов. Эти новации комментирует Роман Савичев, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое в профессиональной среде признано одним из крупнейших в России согласно данным рейтинга авторитетного портала Право.ру.

-Новая схема мошенничества с полисами е-ОСАГО широко распространилась с 1 июля 2017 года, – отмечает Роман Савичев. – Напомню, с этой даты вступили в силу поправки в закон об автогражданке, которые разрешили оформлять полисы в режиме онлайн на сайтах страховых компаний с помощью «личного кабинета». Электронное ОСАГО родилось, как известно, в результате многочисленных жалоб автовладельцев, которым еще год назад приходилось стоять в диких очередях (иногда неделями!) в страховых компаниях, чтобы купить полис, причем с навязанными дополнительными услугами.

В общем, решили сделать как лучше – позволить автовладельцу оформить полис в домашних условиях. Однако реальность оказалась не столь простой: для электронного ОСАГО нужно сканировать ряд документов, заполнение может занять около часа. Во-первых, многие автовладельцы не очень дружат с компьютером. Во-вторых, кому-то жаль времени, к тому же нередко возникают проблемы с загрузкой данных. Все эти причины заставляют автовладельцев искать помощь на стороне. «Помощник» может найтись в какой-нибудь комнатке, арендуемой рядом с офисом страховой компании, или на множестве сайтов, предлагающих за плату оформить полис всем желающим. Казалось бы, обыкновенная услуга, однако в этих случаях риск нарваться на мошенников очень велик. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА) и ряда информационных агентств, проводивших опросы и исследования, вал фальшивых е-ОСАГО очень велик и достиг примерно 500 тысяч полисов (всего с начала года продано 5 млн).

Опасность заключается в том, что мошенничество обнаруживается лишь после ДТП. Схема такова: автовладелец обращается за помощью к посреднику, который, заполняя на полис заявку, вписывает неверные данные, например, о регионе, автомобиле и его мощности и т.д. Цель – занизить стоимость полиса, цена которого зависит от нескольких коэффициентов. Приведу простой пример. Величина так называемого коэффициента территории (КТ) колеблется в регионах, причем иногда значительно. КТ зависит от величины города, количества зарегистрированных дорог, аварийности. Чем ниже КТ, тем дешевле полис. В Москве и Санкт-Петербурге коэффициент территории самый высокий – 2. В Ставрополе – 1,2. А в Чечне и в Крыму всего 0,6. Допустим, москвич оформляет полис с помощью посредника-жулика, который в заявке пишет, что машина из Чечни. А еще он может написать, что автомобиль – скромная малолитражка, хотя москвич пришел страховать авто премиум-класса в 200 лошадей, что предполагает существенную надбавку к тарифу. За счет этих и других манипуляций полис обходится, например, в 5 тысяч вместо 15. Но клиент об этом не знает и платит именно 15 тысяч, а разницу мошенник кладет в карман. При этом в распечатке полиса будут правильно впиcаны VIN (идентификационный номер авто) и госномер машины, а также родной регион покупателя – благодаря фоторедактору. Как правило, бизнес этот поставлен на поток: жулики для своих целей в большом количестве покупают е-ОСАГО, стоимость которых искусственно занижена. С таким фальшивым полисом можно ездить долго, к этой бумаге не придерется ни один инспектор ГИБДД, а проблемы начинаются, когда случится ДТП. Страховая компания, куда пострадавший обращается за выплатой, отказывает ему, поскольку в базе РСА, несмотря на совпадение госномеров и VIN, другие данные расходятся.

Судя по всему, таких пострадавших уже очень много. Вот почему по указанию Центробанка РСА разработан новый порядок оформления е-ОСАГО. Предлагается несколько поправок, которые, как считают разработчики, помогут противостоять мошенникам. Например, страховщик получит дополнительные возможности проверить правильность сведений, указанных страхователем, в т. ч. задействуя базу данных ГИБДД. Проверка будет осуществляться не более 20 минут с момента получения ответа от информсистемы РСА. Если сомнения не исчезнут, страховая компания предложит клиенту прийти лично с документами. Появится запрет регистрации более одного «личного кабинета» на сайте страховой компании.

Ну а пока поправки находятся в стадии рассмотрения, хочу дать несколько советов тем, кто хочет купить е-ОСАГО, и тем, кто стал жертвой мошенников. Конечно, электронный полис лучше покупать без посредников, самостоятельно зарегистрировавшись в «личном кабинете» какой-нибудь страховой компании, а если не хватает знаний, привлекайте в помощники людей, которым доверяете. Если е-ОСАГО у вас есть и возникли подозрения в его подлинности, зайдите на сайт РСА и проверьте в базе данных, точно ли отражены факты, внесенные в полис. Нашли ошибки? Напишите соответствующее заявление и идите в офис страховой компании. Там должны исправить недостоверные данные и провести перерасчет. Лучше доплатить сейчас, чем потом в случае ДТП лишиться возмещения ущерба. Ну и наконец, если виновник ДТП, как выясняется, владеет липовым полисом, не отчаивайтесь. Да, его страховая компания откажет вам в выплатах, но в этом случае подавайте на виновника в суд, который именно с него должен взыскать ущерб.