07:02, 25 октября 2017 года

Как не допустить «мусорной» анархии в Ставропольском крае

Только в содокладчики по этой теме записались девять человек, а высказались едва ли не все присутствовавшие. Дело в том, что наш край стал одним из пилотных регионов, где «обкатают» переход к новой системе утилизации мусора, и пока с внедрением новации не все гладко складывается. В работе муниципального форума принимали участие зампред правительства СК, руководитель аппарата правительства края Ольга Прудникова, представители министерств, законодательных органов различного уровня.

По задумке авторов новой системы, ключевыми фигурами теперь должны стать частные региональные операторы, определяемые путем конкурсного отбора. Они-то и будут полностью контролировать работу компаний, занятых в отрасли, на всех этапах от сбора мусора до его утилизации и захоронения. Прежде значительную часть этой работы выполняли муниципальные предприятия и небольшие частные компании, составлявшие друг другу здоровую конкуренцию. Поскольку МУПы - это бюджетные предприятия, следовательно, коммерческая составляющая здесь не была на переднем плане, также имелась возможность дотировать эту деятельность из бюджета, чтобы сдержать рост тарифов и удерживать их на посильном для населения уровне. А частники пытались брать рынок качеством своих услуг с учетом конкурентной цены. Теперь, согласно новым правилам, МУПы, равно как и все остальные участники «мусорного» рынка Ставрополя, Невинномысска, Апанасенковского, Грачевского, Изобильненского, Ипатовского, Кочубеевского, Красногвардейского, Новоалександровского, Петровского, Труновского, Туркменского, Шпаковского районов, должны сложить с себя эти функции полностью и передать их региональному оператору - ООО «Эко-Сити», ставшему единственным участником конкурса и его победителем. Завод этого предприятия по утилизации мусора находится в Шпаковском районе, близ хутора Нижнерусского, еще один полигон, который предприятие арендует у Петровского муниципального района, находится неподалеку от Светлограда. Даже переходный период передачи полномочий от бюджетных учреждений оператору выявил несколько серьезных проблем.

Прежде, когда мусорные полигоны находились в границах районов, а мусором занимались МУПы, тариф на вывоз и утилизацию бытового мусора был невелик.

- У нас в районе для городского населения тариф составлял порядка 40 рублей с человека в месяц, для сельского – около 60 рублей, - рассказал глава администрации Изобильненского муниципального образования Владимир Козлов. - Теперь в связи с изменениями в законодательстве по решению природоохранной прокуратуры этот полигон закрыт. Мусор вывозится за пределы района. Расстояние до нового полигона для отдельных наших сел увеличилось до 100 километров, и, соответственно, тарифы выросли. На территории нашего района оператором предполагалось довести стоимость услуги до 120 - 140 рублей с человека в месяц. Нам удалось отстоять тарифы на уровне 103 рублей в сельской местности и 74 рублей в городской, но и это много. А с введением единого тарифа по всей территории края они станут еще выше!

Кроме того, как отмечали выступавшие, оператор занимается исключительно вывозом и утилизацией твердых коммунальных отходов, весь остальной мусор – обрезанные деревья, листва, бурьян из огородов, отходы сельского хозяйства - остается на контейнерных площадках. Те же проблемы с утилизацией крупногабаритного и строительного мусора.

- Несмотря на то что федеральным законом предусматривается, что регоператор вправе заключать договоры на утилизацию не только ТКО, но и других видов отходов, пока он этим правом предпочитает не пользоваться, - отметил в своем выступлении замглавы администрации Петровского района Александр Бабыкин.

И администрациям муниципалитетов приходится ежедневно в ручном режиме как-то решать эту проблему.

- Пока оператор идет навстречу, по нашим просьбам вывозят, - отметил Владимир Козлов. - Но мусор должен убираться постоянно и отовсюду, а не по звонку из администрации. Растут мусорные завалы, и, понятно, недовольство людей растет, нас забрасывают жалобами.

Как решать эту проблему, пока не понял никто. Бюджетные деньги на уборку мусора муниципалитеты теперь не имеют права выделять, иначе обвинят в нецелевом расходовании средств, а то и вовсе в корыстном умысле. Жечь листву и пеньки самостоятельно люди тоже не могут – это считается административным нарушением.

Третья серьезная проблема заключается в том, что жители не хотят заключать договоры на вывоз и утилизацию мусора с новым оператором. И если в городских территориях эта проблема стоит не так остро, там около 76 процентов таких договоров уже заключили, то в селах очень малый охват – не более 10 процентов. Люди недовольны дороговизной и выборочным вывозом отходов. И поскольку временные накопительные полигоны закрыты, вывозить самостоятельно мусор некуда, появляются стихийные свалки в лесополосах вокруг поселений. Последствия такой анархии придется устранять долго и дорого.

Кроме того, бюджетными учреждениями закуплена мусороуборочная техника, которая простаивает. Теперь машины придется либо продавать, либо сдавать в аренду. И, учитывая, что конкурентов у «Эко-Сити» нет, трудно надеяться, что цену там предложат рыночную. Сотрудники же

МУПов, прежде занятые на уборке мусора, просто рискуют остаться без работы. Многие муниципалитеты приняли решение, насколько это возможно, задействовать технику и людей на благоустройстве поселений.

Не очень понятна ситуация в тех районах, которые пока не вошли в зону действия оператора. Например, в ряде сел Кочубеевского района волну народного гнева подняла информация в местной газете, что с нового года тариф составит 150 рублей со двора, поделилась председатель совета района Людмила Елфимова.

- И предприятия, которые сегодня занимаются уборкой мусора, буквально выдавливаются! – отметила она. – И мы опасаемся, что с января мусор у нас в районе вообще никто убирать не будет.

Присутствовавший на заседании замминистра ЖКХ края Богдан Забелин, курирующий эти вопросы, заметил, что все эти проблемы министерству известны и идет работа над тем, чтобы их нивелировать. Налаживанию новой системы мешает низкий уровень платежей: лишь 57 процентов населения пошло на заключение договоров. Что касается тех территорий, которые пока не входят в зону действия регоператора, то там будет организована система мусороперегрузочных станций, где отходы могут храниться в течение 11 месяцев и постепенно увозиться на полигоны. Тарифы в этих районах, в том числе и в Кочубеевском, остаются прежними, так же как и ответственные за уборку мусора.

Окончательный максимальный тариф для остальных территорий (выше которого регоператор не сможет распространить свои аппетиты) должна определить региональная тарифная комиссия к концу года.

По итогам принято решение обратиться к губернатору и правительству края с просьбой принять региональную программу, направленную на ликвидацию и рекультивацию несанкционированных свалок в муниципалитетах. Краевых депутатов просят внести соответствующие предложения в Госдуму, дабы обязать региональных операторов утилизировать все отходы без исключения и конкретизировать формулировки, предусматривающие участие муниципалитетов в сборе и транспортировке твердых коммунальных отходов.

Еще по одному вопросу повестки отмечено, что благодаря активной позиции ассоциации удалось отстоять торжественную регистрацию браков в селах. Несмотря на то, что сами отделения ЗАГС из-за невозможности быстрого технического переоснащения в глубинке все же закроют, передав их функции в райцентры и города. Речь идет не о «карнавале» или «бутафории брака», как отметили с гордостью члены правления, а об организованных выездных регистрациях брака. Договоры между загсами и сельскими учреждениями культуры на проведение торжественных церемоний уже заключаются.

««Мусорная» анархия»
Газета «Ставропольская правда»
25 октября 2017 года