Ставропольцы давно привыкли к тому, что 1 октября, в Международный день музыки, к нам приходит наш любимый фестиваль: как Новый год приходит 1 января, так «Музыкальная осень Ставрополья» – ровно в свой день!

Замечательная традиция, заложенная в далеком 1968 году, сохраняется и продолжается вот уже почти полвека. За эти десятилетия выросло не одно поколение преданных любителей и ценителей хорошей музыки, заполняющих в дни фестиваля концертные залы края. Праздник искусства, таланта, творчества не перестает удивлять, открывая все новые художественные горизонты, делая, по большому счету, лучше, чище, добрее окружающий нас мир. И нынешние встречи с музыкой вновь подтвердили звание «Осени» как одного из старейших и заметных культурных событий российской провинции. Впрочем, провинции весьма просвещенной, способной по достоинству оценить каждое новое событие, предлагаемое организаторами фестиваля.

Это было видно уже в первый день, когда на сцене Дворца культуры и спорта фестиваль открывал впервые приглашенный в Ставрополь камерный оркестр «Северная симфониетта» Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-холл» под управлением художественного руководителя и главного дирижера, прославленного итальянского маэстро Фабио Мастранджело. Вместе с замечательными музыкантами из Северной столицы достойно выступили и вокалисты – лауреат премии Москвы, солист знакомого ставропольцам по предыдущим фестивалям арт-проекта «Тенора ХХl века» Александр Захаров и лауреат международных конкурсов, победительница вокального конкурса «Большая опера – 2016» Ксения Нестеренко.

К безусловным заслугам организаторов нынешней «Музыкальной осени» следует отнести приглашение к участию таких исполнителей. Заданная ими высокая творческая планка была успешно продолжена в следующие дни фестиваля. На сцене Ставропольской государственной краевой филармонии блестяще представили, опять-таки впервые, высокую отечественную духовную классику – кантату «Иоанн Дамаскин» С. Танеева – Саратовский Губернский театр хоровой музыки, симфонический оркестр и камерный хор Ставропольской филармонии. Затем многочисленные ставропольские поклонники джаза дружно аплодировали джаз-квинтету знаменитого маэстро Игоря Бутмана, уже не одну «Музыкальную осень» радующего нас своими великолепными импровизациями. Вслед за джазменами настала очередь фортепианной музыки: встреча с лауреатом международных конкурсов, замечательным пианистом Андреем Коробейниковым доставила публике немало волшебных минут. И программа вечера – Бетховен, Шопен, Лист, и отточенное мастерство симфонического оркестра филармонии под управлением главного дирижера Юрия Михайленко снискали бурные овации восхищенного зала.

На самых разных площадках по всему краю профессиональными и самодеятельными исполнителями в дни фестиваля было дано более 250 концертов. Из года в год богатую афишу фестиваля украшают и замечательные имена, и широчайшая палитра музыкальных стилей, направлений и жанров. Не стала исключением и «Музыкальная осень – 2017», подарившая нашим землякам столько ярких впечатлений, добрых эмоций, интересных открытий.

В этом ряду совершенно особое место, безусловно, занял заключительный вечер: на сцену ДКиС (и опять надо подчеркнуть – впервые!) вышел народный артист России, лауреат трех Государственных премий РФ, художественный руководитель Московского театра им. М.Н. Ермоловой Олег Меньшиков, представивший нам свой неподражаемый, ни на что не похожий спектакль «Оркестр Мечты. Медь». Впрочем, стоит заметить, что в этой оригинальной постановке ощущается некое тонкое родство с джазовым коллективом Леонида Утёсова. Хотя, разумеется, ассоциация эта весьма отдаленная. То, что мы увидели и услышали, трудно передать словами. Феерия? Магия? Сплав искусств – слово, музыка, танец… Думаю, не будет преувеличением охарактеризовать факт участия такого артиста и такого коллектива в нашем фестивале настоящим прорывом «Музыкальной осени». Качественным прорывом, волнующим, удивительным, сравнимым по смелости разве что с ранее имевшими место приглашениями балетных спектаклей.

Олег Меньшиков ворвался в зрительские сердца в юном возрасте, большинство из нас помнит его прежде всего по ролям в советских киношедеврах – телефильме «Покровские ворота» и кинофильме «По главной улице с оркестром». А в биографии актера еще столько славных страниц! Например, блестящая работа в Англии, где в 1991 году он сыграл роль Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала» Лондонского театра «Глобус», с самой Ванессой Редгрейв в роли Айседоры Дункан. В 1992 году Меньшиков был удостоен за эту роль премии Лоуренса Оливье Британской академии искусств. Следующей театральной ролью, также имевшей большой успех, стала роль великого русского танцовщика Вацлава Нижинского, где Меньшиков выступил и в качестве режиссера. А годом позже он снова сыграл Есенина, но уже в постановке парижского Комеди Франсез на Елисейских полях. Сегодня он руководитель одного из известнейших театров Москвы.

Думаю, спектакль «Оркестр Мечты. Медь» – отдельная страница в творческой биографии Олега Меньшикова. С первых мгновений появления его на сцене поразило умение артиста как бы запросто войти и заговорить с огромным залом, глядя в глаза сотням людей, заговорить легко, непринужденно, словно он вот только что выходил на минуточку и вернулся. «Иногда хочется остановить время. И самому остановиться, чтобы оглянуться… Как-то так получалось, что по ходу всех моих воспоминаний звучала музыка...».

Артист говорит с публикой так доверительно, трогательно и одновременно с таким озорным юмором, что его хочется слушать и слушать. О детских мечтах, которые надо бы каждому беречь, не растрачивать по жизни. О том, как вернуть себе свои детские мечты. Этот разговор прерывает музыка духового оркестра, слушать который тоже непрерывное счастье. Музыканты в оркестре Меньшикова все как на подбор молодые виртуозы, и все тоже с явным чувством юмора, спаянная команда взрослых мальчишек. Девушек замечено всего две, и тоже замечательные музыкантши. И еще появятся два залихватских чечеточника, этакие удалые пацаны то ли из 50-х, то ли даже из 30-х годов прошлого века – неожиданно, гармонично, в общей ткани всего этого странно-волшебного действа. А музыка-то звучит такая узнаваемая и такая чудная, она то проникновенно-мечтательна, то шаловлива, то загадочна.

А каким вокалом, оказывается, владеет сам Олег Меньшиков, он просто потряс исполнением, например, песни Ирода из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» или из репертуара Вертинского, Андрея Миронова... А музыканты его оркестра могут не только играть на своих разных трубах, они так легко двигаются по сцене, их стройные переходы буквально завораживают, но потом еще неожиданность – они поют слаженным хором, и как поют! А какие в этом оркестре ударники – это вообще особый рассказ нужен, жаль, что слов не хватает… И все это соткано, собрано, сыграно такой умной и такой вдохновенной режиссерской рукой, что остается лишь присоединиться к неоднократно раздававшимся в зале возгласам «Браво!».

Так не хотелось их отпускать со сцены! Но прозвучали последние аккорды 48-й «Музыкальной осени Ставрополья». Позади пять фестивальных дней, наполненных творчеством, вдохновением, радостью встреч с замечательными исполнителями. Еще долго ставропольцы будут делиться впечатлениями и с благодарностью называть имена тех, кто поистине украсил программу нынешнего фестиваля. Прекрасным - прорывным – финалом сделана хорошая заявка на будущее, что не может не радовать поклонников «Музыкальной осени». Невольно вспоминаются слова припева старой популярной песни, которая всегда «остается с человеком». Действительно, с официальным закрытием фестиваля мы вовсе не прощаемся с любимыми мелодиями, музыкантами, солистами. Для новых встреч с ними мы, конечно, будем приходить в концертные залы в течение всего начавшегося творческого сезона. Мы провожаем «Музыкальную осень – 2017» с добрыми чувствами – с признательностью организаторам, с благодарностью артистам и музыкантам. Это отметили, завершая программу фестиваля, заместитель председателя правительства края Ольга Прудникова и председатель комитета Думы СК по социальной и молодежной политике, образованию, науке, культуре и СМИ Валентина Муравьёва. А зритель подкрепил их слова мощными благодарными аплодисментами.