Замечательное совпадение, иначе не скажешь, случилось в дни нынешнего, 48-го фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья»: впервые на гастроли в Ставрополь приехал коллектив Белорусского государственного академического музыкального театра.

Музыкальные спектакли из братской республики отлично вписались в единую афишу фестиваля. И не просто вписались, но значительно расширили всю его палитру, наполнили новым содержанием, расцветили новыми красками. Для города Ставрополя, не имеющего своего музыкального театра, это стало подарком в квадрате: тут и ожидаемая встреча с традиционным фестивалем, и неожиданное открытие безусловно яркого, интересного коллектива, каким по праву считается Белорусский музыкальный. В этом с радостью убеждалась ставропольская публика при просмотре каждой из привезенных гостями постановок.

А посмотреть-то есть на что! Театру подвластна поистине безграничная гамма жанрового разнообразия: в программе гастролей весь творческий арсенал – и оперетта, и музыкальная комедия, и мюзикл, и водевиль, и ревю. Адресованы они зрителям разных возрастов: детям – «Буратино. By», «Приключения Кая и Герды», юношеству ближе «Мэри Поппинс» и «Однажды в Чикаго», публике постарше – «Сильва» и «Свадьба в Малиновке»… Словом, для первого визита в незнакомый город весьма представительно.

Белорусский музыкальный театр еще довольно молод, он вступил в 48-й год своего существования. Однако «академический» в его названии говорит о многом, прежде всего о высоком творческом уровне. Да и об авторитете тоже, ведь в труппе театра немало замечательных исполнителей, снискавших любовь и признание не только в родной Беларуси, но и в ближнем и дальнем зарубежье.

– Наш театр тесно связан с Россией, – говорит его художественный руководитель заслуженный артист Республики Беларусь Адам Мурзич. – В этом году после гастролей в Ставрополе посетим еще Рязань, и это будет уже десятый русский город, с которым мы сотрудничаем. Чаще всего это происходит в форме обменных гастролей, удобно и нам, и нашей публике, которая знакомится с великой русской культурой. Я сам большой почитатель русского актерства и музыкальной культуры, потому что у нас с вами она общая.

Действительно, общая, и исторически, и современно. По признанию А. Мурзича, репертуар театра сложился в значительной степени за счет известных русских авторов: Геннадий Гладков, Алексей Рыбников, Ким Брейтбурт, Владимир Баскин. Например, и белорусский, и российский зритель охотно и массово идет на «Юнону», даже в те дни, когда в Минске гастролировал театр самого А. Рыбникова, «свой» спектакль с честью выдержал эту серьезную конкуренцию… Не менее популярен водевиль петербургского автора В. Баскина «Подлинная история поручика Ржевского». Незамысловатая, но лихо закрученная «гусарская история» знаменитого героя многих анекдотов нашла отзыв и в сердцах ставропольских театралов, по достоинству оценивших великолепные вокальные данные актеров, их исполнительское мастерство, искрометный юмор. Зал приходил в восторг в моменты, когда артисты вводили в диалоги персонажей фразы, касающиеся напрямую места действия. Под дружный хохот один из героев объявлял о намерении «бросить все и уехать на Кавказ, в Ставрополь...» и даже взять себе псевдоним «Горбачёв»… Эти веселые вставки были удивительно уместны, ничуть не притянуты, создавали в театральном пространстве особую атмосферу человеческого тепла… Наш зритель буквально влюбился в очаровательную женскую «сборную» – заслуженную артистку Республики Беларусь Маргариту Александрович, Екатерину Дегтярёву, Светлану Корнелюк, Аллу Лукашевич, в славную мужскую команду спектакля – Дениса Немцова, Андрея Асимовича, Сергея Сутько, Сергея Спруть… Кстати, они явили нам прекрасный, гармоничный сплав актерской молодости и профессионального сценического опыта. В целом труппа скомплектована в основном выпускниками Минской консерватории, селекция актерская идет непрерывно, и это правильно, в этом залог развития, важного для любого творческого коллектива.

Адам Мурзич – известный педагог с более чем 40-летним опытом преподавания в училище и консерватории, воспитавший таких успешных солистов, как Глеб Матвейчук, Ярослав Евдокимов… Придя руководить театром, с первого дня старается бережно относиться к каждому, сохранять сложившийся добрый микроклимат.

– Счастлив, что мы достигли такого уровня, что сами готовим артистов, ведь выросли мы на основе приезжавших из России выпускников ГИТИСа и ряда консерваторий. Но вот уже на протяжении 20 лет в театры приходят ребята из Белорусской государственной консерватории, ныне академии музыки. Правда, не знаю, зачем назвали академией, у нас и со старыми названиями в Советском Союзе было мощное образование, причем по всем направлениям! Консерватория дает хорошую вокальную школу, она важна для артиста оперетты в чем-то даже больше, чем для оперного. В оперетте прочная вокальная школа главенствует в триединстве голоса, актерского мастерства и танца. Это может понять только человек внутри театра.

Каждый новый творческий сезон репертуар традиционно обновляется новыми постановками классической оперетты, это стержневая линия Белорусского музыкального театра. Среди недавних новинок чудесный, яркий спектакль «Бал в Савойе». А со «Свадьбой в Малиновке» вообще отдельная история: конечно, как только возникла идея этой постановки, появились и опасения, насколько удастся сделать что-то оригинальное, именно своё. Все-таки столько десятилетий у всех на слуху одноименный гениальный фильм со звездными исполнителями. Но спектакль получился! Его полюбил зритель, открывающий для себя по-новому, казалось бы, хрестоматийные образы прославленной советской музкомедии. И вовсе не случайно афишу первых ставропольских гастролей театра обрамляет именно «Свадьба в Малиновке»: ею гастроли стартовали, ею и финишируют в предстоящее воскресенье.

Чего пока не увидел ставропольский зритель – балетных постановок гостей. Между тем у театра есть своя балетная труппа, речь не о танцевальной группе, обязательной для музыкальных спектаклей, а именно о классике. В репертуаре целое созвездие спектаклей классического балета – «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Жизель»… Кстати, этому отнюдь не мешает наличие в Минске великолепного Большого театра оперы и балета! Наоборот, у зрителя появился выбор.

– Наш классический балет тоже востребован, в том числе за рубежом, – рассказывает Адам Мурзич. – Среди зарубежных гастролей – Польша, Китай, Германия, а буквально на днях балет театра едет в Англию. Недавно этой группой успешно осуществлена экспериментальная постановка «Вишневого сада» по Чехову, получившая только положительные отзывы.

Что касается традиционного для оперетты танцевального сопровождения, его ставропольский зритель смог оценить – и вполне благожелательно. Как и отвечающие законам жанра эффектные наряды героев, будь то харизматичный сельский дед Ничипор из «Свадьбы в Малиновке» или томная искательница приключений графиня Панина из «Подлинной истории поручика Ржевского»…

Пока не удалось нам вживую встретиться с оркестром театра. Как пояснили гости, везти такой большой состав – дело финансово весьма накладное. И так прибыли в Ставрополь внушительной командой - более 70 артистов. Да еще фура с декорациями… Впрочем, спектакли оснащены высококачественной оркестровой фонограммой (и это правда!), вокалисты же поют «живьем», поют замечательно, слушать эти голоса – одно удовольствие. Не раз зал буквально замирал, вслушиваясь в чарующие звуки арий и слаженных дуэтов, чтобы потом обрушить на артистов шквал аплодисментов.

– Готовясь впервые показать себя в Ставрополе, тщательно подбирали гастрольный репертуар. Главным образом, брали то, что нравится и нашей публике. В чем-то мы, может быть, рисковали, потому что не знали вашего зрителя. Зато знаем российского, его предпочтения, судя по нашим поездкам в Смоленск, Калугу, Тулу, Уфу, Петрозаводск, Калининград, Москву. В российской столице нам довелось выступать в зале Чайковского на юбилейном показе «Бременских музыкантов» по приглашению самого Гладкова. С Тулой у театра вообще такие связи, что мы по нескольку раз в год там бываем – и с долговременными гастролями, и с конкретными спектаклями, балетами, концертными программами. У нас ведь есть несколько концертных программ – «Волшебный мир оперетты», «Сказки Венского леса», «Новый год в стиле ретро», «Красная дорожка Голливуда».

В ближайших планах театра – постановка мюзикла выдающегося российского композитора Максима Дунаевского «Летучий корабль». Спектакль обещает быть очень красивым и необычным, и его наши белорусские гости надеются привезти в Ставрополь, если получится еще приехать. Ведь и до нынешних гастролей у театра сложились хорошие связи со Ставропольским театром драмы, на сцене которого две постановки осуществил художественный руководитель Белорусского музыкального Михаил Ковальчик. Этого режиссера хорошо знают по годам работы в Пятигорске и Ставрополе.

– Хотя он наш, белорус! – улыбается А. Мурзич. – И вернувшись в родную Беларусь, поставил замечательный спектакль «Софья Гольшанская». Сегодня это наша визитная карточка, наша гордость. Спектакль получил национальную театральную премию, а лучшим актером музыкального театра признан наш Антон Заянчковский за роль короля Ягайлы.

– В таком дружном коллективе, как наш, работается вдохновенно, атмо-сфера творческая, и это главный стимул трудиться, – присоединяется к разговору заслуженный артист Республики Беларусь Антон Заянчковский. – Хочется приносить пользу театру и культуре Белоруссии. И делиться нашим искусством с друзьями в России.

– Вообще, для творческого человека гастроли очень важны, – добавляет заслуженная артистка Республики Беларусь Маргарита Александрович. – И конечно, радует успех в каждом новом для нас городе. Помнится, в Екатеринбурге мы даже сделали общий концерт с тамошним театром, получились удивительные дуэты, при этом мы – экспромтом! – учились друг у друга. Впечатление потрясающее, незабываемое, тем более что школы отличаются в разных театрах, и это было интересно зрителю тоже. В Ставрополь ехали с волнением… А город оказался такой солнечный, красивый, чистый, даже ветер не мешает им любоваться.

* * *

В это же время в Минске принимают аплодисменты артисты Ставропольского краевого академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова. В гастрольной афише лучшие постановки репертуара - «Аккомпаниатор», «Шикарная свадьба», «Опасные связи», «Сестра моя Русалочка», «Жениха вызывали, девочки?». Совсем скоро наши артисты вернутся, чтобы открыть новый сезон на родной сцене.