07:16, 29 сентября 2017 года

Как не допустить наркоманию в школу?

Как общеизвестно по многочисленным исследованиям психологов, основные черты характера человека формируются в раннем детстве. Это дошкольный и младший школьный возраст. Именно в эти периоды жизни на ребенка важно оказать воздействие. Все изученные маленьким человеком правила и нормы он пронесет через свою жизнь. Одной из частей воспитательного процесса должна стать профилактика наркомании среди подростков и молодежи. К сожалению, в настоящее время пагубная привычка, связанная с употреблением психотропных веществ, имеет масштабы эпидемии. Причем происходит постоянное дальнейшее распространение этого явления.

По результатам социологического исследования, проведенного в рамках мониторинга наркоситуации в крае, основными причинами распространения наркомании являются моральная деградация общества, вседозволенность, неудовлетворенность жизнью и социальное неблагополучие, излишняя свобода, незанятость молодежи, безработица, экономические проблемы.

Большинство опрошенных в 2016 году убеждены в доступности наркотиков. 12% считают, что сегодня достать наркотики легко, 38% убеждены, что сравнительно легко. По мнению жителей края, легче всего приобрести наркотики в развлекательных учреждениях - ночных клубах, дискотеках. Практически каждый четвертый убежден, что наркотики можно приобрести через Интернет. Если в 2013 году данной точки зрения придерживалось 27% жителей края, то в 2016 году 32% опрошенных считают, что наркотики можно приобрести через Интернет. 16% школьников, 20% студентов, 17% учащихся профессиональных образовательных организаций из числа опрошенных отметили, что в кругу их знакомых есть лица, употребляющие наркотики. Согласно результатам социологического исследования, 27% студентов, 40% учащихся среднего профессионального образования получали предложения попробовать наркотики. Обращает на себя внимание тот факт, что с подобным предложением обращались и к 16% (2015 г. - 13%) школьников. По мнению опрошенных, основными мотивами употребления наркотиков являются интерес и любопытство.

Что могут педагоги?

Главным и самым беззащитным объектом, по которому «ведет огонь» наркобизнес, является молодежь, особенно дети и подростки. А это значит, что они уже сегодня нуждаются в защите. Кто лучше всех может уберечь их от возможной личной трагедии? Казалось бы, родители. Но всегда ли в семье достаточно взаимопонимания, чтобы ребенок прислушался к советам папы и мамы? Наконец, все ли родители способны умело и эффективно предостеречь ребенка от беды? Конечно, семья остается главным щитом, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Причин тому немало, и они известны.

Поэтому нередко единственной и реальной спасительной преградой на пути молодого человека в тот иллюзорный и страшный мир, из которого мало кому удалось вернуться к полноценной и здоровой жизни, сегодня наряду с родителями остается учитель. Именно он, как никто другой, знает о многочисленных проблемах и подводных камнях, которые угрожают юным и неопытным душам.

Наркомания сегодня является одним из самых опасных и трагических рифов, на которых терпят смертельное крушение еще не вошедшие в жизнь молодые люди. В отличие от штатного специалиста по проблемам противодействия наркомании, имеющего, как правило, очень ограниченные и кратковременные возможности прямого общения с молодежью, школьный учитель может целенаправленно воздействовать на своих учеников в течение продолжительного времени. И этим преимуществом он должен воспользоваться. Во имя здоровья нации, будущего страны, а также для благополучия своих сегодняшних учеников.

Перед реальной угрозой «взрыва» наркомании в нашей стране зададимся вопросом: а каковы возможности школы в противодействии этому злу? Чтобы ответить на него, имеет смысл ознакомиться с тем, как решается проблема профилактики наркомании в школе за рубежом. Наибольший опыт такой профилактики накоплен в Соединенных Штатах Америки. В этой стране уже давно отмечается рост числа наркоманов. Дело дошло до того, что в начале 70-х годов официальные власти США открыто заговорили о наркотической угрозе самому существованию американского общества. Особенно страдала от наркомании молодежь.

В 80-е годы прошлого века в Штатах была проведена общенациональная антинаркотическая кампания, которая дала больше результатов, чем все предшествующие меры. В чем же причина успеха этой кампании? Как считают специалисты, решающую роль сыграла правильная постановка цели кампании. Она заключалась в том, чтобы выработать у молодежи равнодушное или негативное отношение к наркотикам. И эта цель была достигнута с помощью школы. Наряду с педагогами к работе с учениками были привлечены известные в стране и авторитетные люди (артисты, спортсмены, политические деятели, бизнесмены, полицейские). Они выступали перед школьниками, вели с ними беседы. Главное, что все они внушали детям и подросткам, - это боязнь и неприязнь по отношению к торговцам наркотиками и необходимость твердо ответить «нет» на любые предложения попробовать наркотик. В ходе кампании в школах активно использовались броские плакаты, изданы миллионы брошюр, буклетов и листовок с разъяснением вреда наркотиков, публиковались и распространялись предсмертные письма-исповеди наркоманов. Полиция выпустила (и продолжает выпускать) специальные издания с популярным изложением свойств наркотиков и признаков наркомании у детей. Специально обученные сотрудники полиции в рамках учебной программы проводят со школьниками занятия в игровой форме, в процессе которых учениками, изображающими судей, полицейских, наркоторговцев, разыгрываются различные сценки.

Уже давно известно, что только единицам из миллионов наркоманов удается вырваться из страшных пут. Болезнь через годы и даже десятилетия может возвратиться. Как считают специалисты, наркотик - сильнейшая из ловушек, он цепко держит свои жертвы, и забыть его почти невозможно. К сожалению, наркотик способен делать человека зависимым настолько, что воля и интеллект молодых людей оказываются не способными противостоять ему.

Поэтому наиболее реальным делом в борьбе с наркоманией является ее профилактика, а не лечение. Хотя последнее тоже немаловажно. А чтобы вовремя предупреждать наркоманию, учителям необходимо постоянно проявлять внимание к своим ученикам. Профилактика наркомании и токсикомании среди подростков имеет огромное значение. Именно подростки наиболее часто становятся жертвами вредных пристрастий. Профилактика наркомании в образовательной среде призвана повлиять на формирование собственного мнения ребенка. Подросток должен иметь четкое представление о психотропных веществах, их действии на организм, а также о том, какие последствия несет их употребление. Борьба с наркоманией в школе является первичной профилактической мерой. Она направлена на работу с детьми, у которых нет опыта приема психоактивных веществ. Задача педагогов заключается в создании у подростков личного иммунитета, направленного на противостояние приему первой дозы.

В сегодняшнем мире все свое время люди тратят на добывание средств к существованию. Родителям некогда следить за изменениями в поведении детей и появлениями сигналов опасности. Эту задачу берут на себя учителя, ведь большую часть своего активного времени ребенок проводит в школе.

А теперь вопрос: что же представляет из себя современное антинаркотическое обучение в средней школе?

Профилактика наркомании в школе должна сформировать у учащегося:

• навыки самосохранения (не выпить случайно неизвестное лекарство, не стать пассивным курильщиком, избегать контактов с наркоманами);

• эмоциональное неприятие так называемых наркотических моделей поведения, иными словами: люди, употребляющие психотропные средства, в понимании современных школьников, - это жалкие и больные, и похожими на них быть непрестижно;

• осознание того, что переход в состояние зависимости скор и незаметен (некоторым людям достаточно один раз употребить дозу - и все! Ты стал наркоманом!);

• собственную жизненную позицию, которая позволит очертить свой круг интересов и выстраивать с окружающими позитивные отношения без помощи рюмки, или сигареты, или укола, или «балдежной» таблетки;

• умение в любой ситуации отстаивать свою точку зрения.

Что хотелось бы порекомендовать педагогу или сотруднику правоохранительных органов, решившему провести профилактическую работу в той или иной аудитории.

Выделить из общей массы аудитории именно тех, кому потенциально более всего угрожает судьба наркомана, конечно, трудно. Непросто выявить и начинающего наркомана. Поэтому в антинаркотической работе следует уделять внимание всем без исключения молодым людям. Старая истина гласит, что лучший способ узнать особенности поведения ученика - это основательно изучить его характер и наклонности, а не превращаться в беспокойного детектива, который своими действиями может оттолкнуть подростка от себя. Если вы решили обсудить проблему наркомании в той или иной аудитории, настоятельно советуем:

• как можно лучше изучить специфику проблем, связанных с наркотиками (социальных, медицинских, психологических, юридических);

• предварительно продумать наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит для конкретной аудитории в смысле восприятия и активного вовлечения всех присутствующих в обсуждение);

• с учетом возрастных особенностей аудитории четко определить тему, круг и рамки вопросов, подлежащих обсуждению, с тем чтобы это не вылилось в попытку охватить необъятное;

• позаботиться о наглядных пособиях (фильмы, слайды, аудиозаписи, плакаты и т. д.), несущих дополнительную информацию.

Необходимо помнить, что молодые люди нуждаются в том, чтобы им более обстоятельно и доходчиво растолковали, что же представляет собой наркотик в реальной человеческой жизни и как он может повлиять на состояние организма и судьбу человека. И нет ничего плохого в том, что, начав беседу, вы коснетесь азов обсуждаемой тематики. Если вы взялись обсуждать проблему распространения наркомании, избегайте голых утверждений и констатации. Это может привести к нежелательному эффекту отторжения слушателями всей последующей информации.

Не скрывайте своего отношения к наркомании, но делайте это ненавязчиво и к месту. Излишне частое подчеркивание вашего отношения может породить мнение о предвзятости и отпугнуть аудиторию. Откровенно выскажите слушателям все, что думаете по поводу злоупотребления наркотиками, но не пытайтесь резко высмеивать чужую точку зрения. Наоборот, демонстрируйте уважение к мнению других. В то же время полезно использовать бесспорные факты и логику, объясняющие, почему вы придерживаетесь именно такой позиции. При этом желательно избегать многочисленных ссылок на авторитеты.

Предоставьте возможность всем присутствующим активно участвовать в обсуждении, то есть высказывать свое мнение и определиться, какие поступки они намерены совершать в той или иной ситуации. Постарайтесь, чтобы в основу ваших доводов были положены два принципа: оригинальность и уместность.

Давно подмечено, что наибольший эффект в концентрации внимания аудитории и запоминании материала дают факты из личной практики или связанные с жизнью вашего города, села. Если вы не можете ответить на вопросы слушателей, не стесняйтесь признаться в этом.

Что такое родительская забота?

Самую большую заинтересованность в результатах воспитания и развития ребенка, конечно же, должна проявлять семья. Однако большинство родителей рассматривают наркоманию как индивидуальную проблему, существующую у отдельных людей. Часто папы и мамы ошибочно уверены в том, что те беды, которые несут человечеству психотропные средства, никак не коснутся их ребенка. Порой у взрослой части населения отсутствуют элементарные знания по этой теме. Это также не позволяет оказать на ребенка нужное воспитательное воздействие.

Есть и такие родители, которые стремятся скрыть факт употребления наркотических средств их ребенком. Они отводят свое чадо к специалистам, занимающимся частной практикой, однако этим еще больше усугубляют проблему. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что проведение разъяснительной работы с родителями — это непременное условие в борьбе с наркоманией среди детей.

Основная задача работы школьных педагогов с родителями учащихся преследует цель ознакомления пап и мам с теми психологическими особенностями, которые имеются у ребенка, а также разъяснение правильных путей поведения во время семейных конфликтов, предопределяющих поведение подростка. Задача педагога состоит также и в том, чтобы помочь родителям осознать имеющиеся в семье социально-средовые ресурсы. Это поможет близким людям преодолеть проблемы, связанные с взаимоотношениями. Используя полученные знания, родители сами определяют стратегию и направление своих действий.

А еще подросткам, их друзьям и старшим товарищам следует помнить:

все действия, связанные со сбытом наркотиков, независимо от их размера, входят в сферу действия Уголовного кодекса РФ. Например, если гражданин сорвал, высушил и хранил наркотическое средство марихуану, он может получить до пяти лет лишения свободы со штрафом 300 тысяч рублей. Еще печальнее картина вырисовывается в случае незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. За эти деяния можно лишиться свободы на срок от четырех до восьми лет.

Обращаем внимание, что сбытом наркотических средств считаются любые способы их возмездной или безвозмездной передачи другим лицам (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы и так далее), а также иные способы распространения – например, путем введения наркотических инъекций. При этом ответственность за сбыт синтетических наркотиков, к каковым относятся «спайсы», «соли», наступает независимо от их объема. То есть, даже если речь идет о маленьком пакетике с «дурью», это уже уголовная, а никак не административная ответственность.

Возможно, у некоторых читателей вызовет удивление то обстоятельство, что, если у вас в кармане лежит папироса с «травкой», которую вы предлагаете своему другу или подруге, вы также совершаете преступление, предусмотренное статьей 228.1 УК РФ – сбыт наркотиков. Между тем эти действия квалифицируются как сбыт, даже если друг не взял у вас деньги за выкуренный наркотик. Да, оказывается, легко говорить о наказании для других и так трудно представить преступником самого себя…

То же самое происходит в случае с так называемыми «закладками», когда к вам могут обратиться с простой просьбой положить в указанное место или взять из тайника небольшой пакетик, а взамен обещают определенную сумму денег… Казалось бы, пустяк, ничего не надо делать, а деньги уже в кармане. Причем это легкие деньги, даже слишком легкие, чтобы не обратить на это внимание и не насторожиться. Конечно, вы можете даже не знать, что находится в этом пакетике, однако, как известно, незнание не освобождает от ответственности. Ведь пакетик взяли или положили в указанное место вы. А значит, это вы сбытчик, преступник. И именно вам «светит» штраф как минимум в 30 тысяч рублей. А если этот пакетик вы передали своим несовершеннолетним друзьям, вам грозит до 20 лет лишения свободы со штрафом в миллион рублей.

С учетом складывающейся ситуации представителями власти края различных уровней и правоохранительными органами ведется целенаправленная работа по антинаркотической пропаганде среди жителей края. Основные группы риска – воспитанники общеобразовательных, профессиональных и высших образовательных организаций.

Главная задача антинаркотической пропаганды – первичная профилактика, работа на упреждение. Все, что нацелено на организацию занятости в широком смысле этого слова, – это первичная профилактика. Воспитание у молодежи потребности в здоровом образе жизни, неприятия употребления наркотических средств – вот главная задача. Пропагандой здорового образа жизни активно занимаются специалисты центров по работе с молодежью через социальные сети, которые позволяют вести мониторинг ситуации, изучать интересы молодых людей, налаживать контакт с подростками. Эта работа сложная и требующая много времени, внимания и понимания.

На Ставрополье проводится адресная информационно-пропагандистская кампания, направленная на профилактику немедицинского потребления наркотиков, пропаганду семейных ценностей и здорового образа жизни, информирование молодежи края о негативных последствиях употребления наркотических средств и психотропных веществ, а также об ответственности за их употребление. На основе анализа наркопреступности активизировалась контрпропагандистская работа в городах и районах края, где отмечалось осложнение обстановки, связанной с ростом правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков.

Для достижения результатов в борьбе с наркотизацией населения, недопущения вовлечения в первую очередь молодежи в употребление наркотиков необходима активная позиция семьи, всего гражданского общества в борьбе с этим злом. И здесь на первый план выходит необходимость раннего выявления детей и молодежи, употребляющих наркотики, оказание своевременной помощи начинающим «наркопотребителям» на начальном этапе и недопущение скатывания в наркотическую воронку, откуда выбраться очень сложно.

Что делает полиция

Сотрудниками органов внутренних дел Ставропольского края на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на профилактику проблемы наркомании в учебных заведениях края. Ежегодно в два этапа проводятся масштабные акции «Сообщи, где торгуют смертью» и «Дети России».

В марте этого года в нашем регионе завершился первый этап Всероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью». За период проведения акции сотрудниками полиции края выявлено около 150 наркопреступлений и более 100 административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных веществ. В общей сложности из незаконного оборота изъято более восьми килограммов наркотических средств. В ходе акции сотрудники полиции провели более тысячи профилактических мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, проверили около тысячи мест проведения досуга молодежи.

Акция, которая проводится не первый год, нашла активную поддержку у жителей Ставрополья. За время ее действия от жителей края поступило более 350 обращений как о фактах незаконного оборота наркотиков, так и с целью получения консультаций по вопросам лечения и реабилитации наркозависимых лиц.

С 17 по 26 апреля на территории Ставропольского края проводился первый этап межведомственного профилактического мероприятия «Дети России - 2017». В эти дни осуществлен комплекс профилактических мероприятий, направленных на формирование негативного отношения к потреблению наркотических средств среди молодежи и информирование несовершеннолетних об ответственности, предусмотренной за совершение правонарушений и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Кроме того проверены места массового пребывания несовершеннолетних.

В рамках первого этапа межведомственной профилактической операции «Дети России - 2017» сотрудники межмуниципального отдела МВД России «Георгиевский» провели профилактические мероприятия в учебных заведения города и района. Мероприятия проводились в школах, техникумах и высших учебных заведениях с целью предупредить и оградить подрастающее поколение от употребления наркотических и психотропных веществ. Начальник отделения по делам несовершеннолетних побеседовал со студентами по вопросу употребления наркотических и психотропных веществ. На приведенных примерах из практики проинформировал присутствующих об ответственности, предусмотренной за совершение правонарушений и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. В ходе встречи представители национальных объединений и общественности призвали студентов отказаться от вредных привычек.

Кроме того на территории края регулярно проводится Всероссийская профилактическая антинаркотическая акция «Призывник». Основными целями акции являются профилактика наркомании и наркопреступности среди допризывной молодежи и граждан, призываемых на военную службу в ряды Вооруженных сил РФ. В рамках акции сотрудники управления по контролю за оборотом наркотиков Главного управления МВД России по краю совместно с военным комиссариатом Ставропольского края проводят ряд профилактических бесед, в которых принимают участие призывники, а также кадеты и учащиеся средних и общеобразовательных учреждений. Молодым людям разъясняются негативные последствия незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, в том числе наступление уголовной и административной ответственности за преступления и правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков.

В преддверии Международного дня борьбы с наркоманией сотрудники полиции региона провели профилактическое мероприятие в Ставропольском президентском кадетском училище. Во встрече приняли участие представители медицинских учреждений, а также преподавательский состав и воспитанники кадетского училища. Сотрудники Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Ставропольскому краю не только рассказали о мерах, принимаемых полицией в сфере борьбы с наркоманией, но и напомнили детям об уголовной ответственности за совершение действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Кульминацией мероприятия стал запуск в небо шаров с прикрепленными к ним пожеланиями ведения здорового образа жизни.

Основная цель проводимых мероприятий - довести до сознания каждого подростка, молодого человека, что самое страшное преступление, которое совершает человек, употребляющий наркотики, – это преступление против своей уникальной и неповторимой жизни, которая дается нам только один раз – при рождении.

А в итоге тема для размышления

(Отрывок из интервью с бывшим наркоманом)

- Сергей, сколько тебе лет и когда ты начал употреблять наркотики?

- Мне девятнадцать лет. Наркотики стал употреблять с девятого класса. Началось все с травки, с гашиша, в подвале дома, где мы, подростки, собирались, общались. Мне предложили попробовать, я не отказался из любопытства. Очень быстро - это произошло, когда я ушел из школы, сумев полностью закончить только девятый класс, - перешел на тяжелые наркотики, на опий и так далее. Первый раз их пробуешь опять же из любопытства. А потом уже понимаешь, что тебе, твоему организму плохо без этого, ты без них не можешь, и нужно их употреблять как можно чаще – каждый день. Их я употреблял около четырех лет.

- Можно ли купить наркотики в школе?

- В школе, в которой я учился, я легко мог купить гашиш. Травку продавали молодые люди из одиннадцатых, десятых и девятых классов. Двух я знал лично, один из них учился в параллельном девятом классе. Наркотики продавали и в другой школе, в которую я перешел. Думаю, в школах и сейчас торгуют наркотиками, правда, не в каждой. Потому что некоторые директора школ, знаю, взялись следить за этим.

- Ты предполагаешь или точно знаешь, что сейчас в школах продают наркотики?

- И после того как я перестал учиться в школе, я знал тех, кто продолжал торговать наркотиками в школе.

- Наркотики распространяются только среди школьников или в школу как в специальную точку может прийти любой и купить наркотики?

- Тот, кто имеет конкретное знакомство с распространителем, в принципе, может прийти к нему в школу и купить. Перемена. Торговец выйдет из школы – продаст. Если потребители среди школьников, то, конечно, им продают наркотики в туалете.

- Вы наркотики употребляли прямо в школе?

- Нет. На перемене выбегали и курили в подъездах соседних домов.

- Информация о том, что в школе продают наркотики, всем школьникам была известна?

- Большинству.

- Торговцы продают наркотики всем желающим школьникам или только ограниченному кругу лиц?

- Конечно, стараются продавать проверенным людям или тем, которые не будут трепать налево и направо об этом. Сейчас распространители стали осторожнее. Это раньше, например, были точки во дворах – всем продавали. А сейчас - нет. Сейчас время чуть поменялось. Опасность от правоохранительных органов появилась.

- В школе были девушки, употребляющие наркотики?

- Были. Но меньше, чем юношей. В основном это мальчики. Вообще же, я знаю девушек лет 19 - 20, у которых уже есть дети, и они, эти девушки, наркотики употребляют. И употребляли, когда были беременными.

- В вашей школе учителя хоть что-то делали для того, чтобы в школе не продавали наркотики?

- Наверное, нет.

- А знали они или догадывались о распространении наркотиков в школе?

- Возможно, и догадывались. Ну а в принципе, что там поделаешь? Распространители свое дело же скрывают. За руку не поймаешь.

- Учителя знали, что ты употребляешь наркотики?

- Даже не знаю. Наверное, не знали.

- А вообще, по внешнему виду и состоянию можно понять, что человек употребляет наркотики?

- Можно. Глаза сильно меняются. Когда обкуришься, они как бы немного опускаются. Синие круги. Лицо немного бледнеет. Видно человека, когда он обкуренный.

- С какого возраста школьники начинают употреблять наркотики?

- Я знаю тех, кто начал употреблять их с двенадцати-тринадцати лет.

- Сергей, где ты брал деньги на наркотики? Где их брали твои знакомые наркоманы?

- Каждый как может. Что-то покупает, что-то перепродает. Просят, занимают, воруют. Как получится. Это определенный род деятельности. Там лишь бы деньги были.

- По твоему мнению, что должны делать общество, власть для того, чтобы люди не попадали в эту среду?

- Чтобы они не залазили в наркотики? Некоторые все равно будут залезать. Надо просто их другими делами занимать, чтобы они в это нос не совали. Ну и ограждать от общения с дурными людьми. С другой стороны, у человека должны быть какие-то цели, наверное, с самого детства. От человека все зависит, на нем одном ответственность лежит за свои поступки, за принятый им выбор.

- Вот ты уже полгода не употребляешь наркотики. У кого-то может сложиться мнение, что это легко можно сделать…

- Это сложно - переболеть, перебороть все это. Я три недели просто почти не мог ходить.

- Ты около четырех лет употреблял тяжелые наркотики. Это большим сроком считается или нет?

- В среде наркоманов это даже никому не любопытно, кто сколько употребляет. Когда на «систему» подсел, без разницы, сколько ты времени употребляешь. Ты – на «системе».

- Сколько твоих знакомых наркоманов умерли?

- Судьба у всех наркоманов одинаковая – заканчивается либо на скамье подсудимых, либо смертью от передозировки. Если бросить все это, может быть, и другие варианты появятся. А так – нет.

- У тебя были проблемы с правоохранительными органами?

- Да. Задерживали во время облав. Даже не из-за чего – просто для выяснения обстоятельств, потому что милиция знает, что ты употребляешь наркотики и можешь что-либо украсть. Забирают и проверяют. Когда начинаешь там бывать, тебя там уже знают, и с каждым разом со временем все чаще и чаще туда попадаешь.

- Сергей, ты не боишься, что после этого интервью у тебя могут возникнуть проблемы с той средой, в которой ты еще недавно был? Вдруг кто-нибудь из этой среды, согласно своим понятиям, посчитает, что тебя надо «наказать»?

- Худшего наказания, чем быть наркоманом, не может быть. Этим интервью я пытаюсь привлечь внимание общественности, органов власти к проблеме наркомании и предостеречь подростков, молодых людей, предупредить их о той беде, которая их ожидает в том случае, если они из любопытства сделают первый шаг к наркотикам.

Как распознать опасность и избежать беды

Вот некоторые признаки поведения, которые должны заставить задуматься родителей, что происходит с их ребенком и не начал ли он пробовать наркотики:

• в последнее время ухудшились отношения с сыном (дочерью);

• ребенок стал задумчивым, скрытным, проводит время с неизвестными или малознакомыми друзьями;

• за достаточно короткий промежуток времени у него практически полностью поменялся круг друзей;

• у ребенка изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда вы слышите, как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы;

• изменение аппетита и манеры употребления пищи. У подростка меняется ритм еды: он может целыми днями ничего не есть, не страдая от голода, и вдруг, придя с прогулки, съедает полкастрюли борща;

• вам стало известно от учителей, что сын (дочь) стал хуже учиться, пропускает занятия;

• ваш ребенок потерял интерес к учебе, увлечениям (компьютер, спортивная секция);

• ваш сын (дочь) стал в последнее время требовать значительно больше карманных денег;

• из дома в последнее время стали пропадать вещи, деньги;

• отношения вашего сына (дочери) с его старыми (или новыми) друзьями подозрительны: при вашем появлении их оживленный разговор стихает, они обмениваются непонятными фразами, часто говорят шепотом;

• вам все чаще кажется, что ваш ребенок возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату;

• в неподходящее время ваш сын (дочь) выглядит отрешенным, как бы засыпает в любой позе, но если его окликнуть, потормошить, просыпается;

• по непонятным причинам у вашего сына (дочери) наблюдается частая смена настроения – резкий переход от буйной радости к глубокой депрессии и наоборот в течение дня;

• ваш ребенок стал носить одежду с длинными рукавами независимо от погоды и обстановки.

Если вы ответили положительно более чем на пять вопросов, вам стоит больше внимания уделить своему ребенку. Отдельные описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. В любом случае вам стоит получить консультацию у специалиста.

При подготовке публикации использованы материалы управления по координации деятельности в сфере обеспечения общественной безопасности, законности и правопорядка в Ставропольском крае АПСК, Главного управления МВД России по Ставропольскому краю.

«Не допустить зло в школу!»
Газета «Ставропольская правда»
29 сентября 2017 года