Накануне 240-летия Ставрополя на сцене Дворца детского творчества прошла повторная премьера спектакля «Ревизор. Наши дни» в постановке театра-студии актерского мастерства «Слово» под управлением известного ставропольского режиссера Евгения Пересыпкина.

(По законам театрального жанра премьерными считаются первые три постановки.) Так совпало, что кроме юбилея краевого центра спектакль прошел накануне грядущего 12 октября 75-летнего юбилея основателя театра-студии «Слово» (ныне носящей его имя) заслуженного артиста России Владимира Гурьева и 20-летия самого театра-студии, которое будет отмечаться в будущем году.

Тем, кому посчастливилось увидеть первую постановку полгода назад и кто сумел запомнить детали, наверное, как и мне, было интересно сравнивать. Если скажу, что спектакль удался на славу, не скажу ничего. Гоголь сам по себе, даже если судить о нем только по текстам его пьес, шалунишкой был еще тем. Свидетельством тому бессмертность его произведений. На мой взгляд, Е. Пересыпкину и К° удалось справиться с деликатнейшей задачей осовременивания сюжета комедии с адаптацией ее к сегодняшним жизненным реалиям. Чему автор, не сомневаюсь, с удовольствием дал бы зеленый свет.

Главной же, опять на мой непрофессиональный взгляд, режиссерской находкой является состав труппы. В число энтузиастов, не являющихся профессиональными актерами, входили чиновники, общественные деятели, депутаты, журналисты и медийные персоны, а также несколько актеров театра-студии «Слово». По сравнению с первой постановкой было несколько вынужденных, но весьма удачных замен исполнителей некоторых ролей. Также было воплощено несколько несомненных творческих находок, возникших на репетициях. К примеру, когда директор по строительству (Егор Басович) дает взятку Хлестакову (Илья Захаров), он очень удачно вставляет фразу: «И корзинку с колбасками не забудьте!».

Юмористически доброжелательная атмосфера спектакля перенеслась в зрительный зал, нередко реагировавший взрывами смеха и аплодисментами. Лично мне понравились введение в спектакль современной фанатской атрибутики и связанных с этим обстоятельством корректных шуточек на футбольные темы, а также изобретательность персонажей при всучивании взяток.

На ура восторженными зрителями были встречены убойные фразы директора курортного кластера, в оригинале Городничего (Василий Балдицын): «трех губернаторов обманул» и «над чем смеетесь». После спектакля супруга Городничего (Татьяна Середа) подчеркнула, что выручка от первой постановки пошла на облагораживание территории вокруг Дворца детского творчества. А Евгений Пересыпкин пояснил, что средства от новой премьеры пойдут на издание книги о неординарной творческой личности Владимира Гурьева.

Своим мнением о смелом театральном эксперименте я попросил поделиться заслуженного артиста России Александра Ростова.

– Влияние уникального театрального искусства на наше общество сегодня настолько велико, что слово «театр» стало обиходно-многогранным: драматический, оперный, балетный, кукольный, пантомимы, боевых действий и другое, – сказал А. Ростов. – Я бы даже не назвал это действо спектаклем, поскольку здесь известным медийным людям была дана возможность режиссером Евгением Пересыпкиным удовлетворить свои амбиции и выявить скрытые таланты. Обратил внимание, что при переформатировании Гоголя его текст и мысли работают! Особенно в отношении коррупции. Постановка открыла для меня новые артистические личности. Я говорю о Татьяне Середе и Ларисе Козловой. Но особенно уникальным персонажем для меня открылся Городничий, представленный Василием Балдицыным. Причем я старался отрешиться от того, что он публичный человек и я хорошо знаю его лично. Его герой на сценической площадке проживал буквально каждую секунду. И когда он вышел на главный монолог, я уже видел не актера, а образ.

Полагаю, что ставропольские театралы получили долю оптимистического заряда, и надеюсь, что интересное начинание будет продолжено.

Жаль, что на этом, вне всякого сомнения, любопытный эксперимент постановки известнейшей пьесы с непрофессиональными исполнителями, целью которого было не только подтвердить известный постулат, что не боги горшки обжигают, но и продемонстрировать любовь публичных людей к нашему родному городу, завершается. Среди ставропольских общественных деятелей немало, скажем так, творческой интеллигенции, перечень достойных для постановки авторов отечественных пьес также немал (а есть ведь еще и зарубежные!). Так что чем черт не шутит: до новых театральных встреч!