На расширенном заседании коллегии министерства культуры СК рассмотрены перспективы и проблемы профессионального образования в сфере культуры и искусства в Ставропольском крае, актуальные вопросы внедрения профессиональных стандартов, ход реализации основных положений модельного стандарта деятельности общедоступных библиотек муниципальными библиотеками.

Вела заседание министр культуры СК Татьяна Лихачёва. Участие в дискуссии приняла председатель комитета Думы СК по социальной и молодежной политике, образованию, науке, культуре и средствам массовой информации Валентина Муравьёва.

Как отмечалось в докладе заместителя министра культуры СК Сергея Олесова, в нашей стране сложилась уникальная система подготовки творческих кадров – музыкантов, артистов, художников, хореографов, режиссеров, дирижеров, скульпторов, дизайнеров, деятелей киноискусства, преподавателей образовательных учреждений культуры и искусства. Ее эффективность признана мировым сообществом и подтверждается устойчивой востребованностью отечественных педагогов как в России, так и за рубежом. На Ставрополье работают четыре краевых учреждения среднего профессионального образования - колледж искусств, художественное училище, музыкальный колледж им. В.И. Сафонова и училище дизайна. Они являются главной методической и содержательной базой для детских школ искусств, а также основными поставщиками кадров для учреждений культуры региона. Однако сегодня остро ощущается нехватка кадров, особенно в сельских территориях. В начале 2017 года в учреждениях культуры края имелось 250 вакансий, перспективная потребность – 160 мест. Наиболее востребованы клубные специалисты (хореографы, аккомпаниаторы, хормейстеры, режиссеры), преподаватели музыкальных дисциплин, артисты (вокалисты), руководители кружков, библиотекари. Проблема усугубляется еще и тем, что подготовка кадров в ссузах края осуществляется не по всем специальностям, по которым в регионе существует реальная потребность. Необходимо систематическое планирование реального кадрового состояния. К этому должны активно подключаться власти на местах, руководители учреждений в качестве основных заказчиков на профессиональные кадры. По мнению специалистов, стоит вернуться к формам целевого обучения студентов и обеспечения социальных гарантий будущим выпускникам. А также серьезно развивать профориентационную работу среди молодежи.

Большую роль в трудоустройстве выпускников играет налаженное сотрудничество с потенциальными работодателями. В качестве положительного примера С. Олесов привел опыт Ставропольского краевого училища дизайна, где в состав государственной аттестационной комиссии включаются руководители и специалисты организаций городов Кавказских Минеральных Вод, представители муниципалитетов и образовательных учреждений края. Несомненно, немалую роль в оценке выпускаемых здесь специалистов играет и наглядное развитие училища дизайна, которое, как рассказал его директор, народный художник России, член-корреспондент РАН Валерий Арзуманов, за 25 лет существования выросло в весьма солидное образовательное учреждение не только краевого, но и регионального масштаба. С творческими мастерскими по разным направлениям, современными аудиториями и оборудованием, мультимедийными классами, собственным выставочным залом. Словом, всем, что позволяет готовить специалистов высокого уровня. А министр Т. Лихачёва добавила такую информацию: в холле училища есть специальная доска объявлений, куда работодатели могут размещать свои приглашения будущим выпускникам, и эта доска никогда не пустует. Вряд ли нужно пояснять, как важно молодому человеку иметь четкое представление о своей дальнейшей – трудовой – судьбе.

В отрасли сохраняется проблема старения кадров работников культуры. Особенно остро она проявится в условиях ужесточения требований к профильному образованию и квалификации педагогических работников в рамках применения профессиональных стандартов. Между тем у 876 специалистов отрасли уровень образования не соответствует занимаемой должности, из них 224 – это преподаватели детских школ искусств. Выходом из сложившейся ситуации является, конечно, обучение в заочной форме или профессиональная переподготовка.

Участники заседания уделили значительное внимание проблемам внедрения профессиональных стандартов, предусмотренного постановлением Правительства РФ в июне 2016 года. Эта работа должна быть завершена до 2020 года. Речь идет о том, что если в учреждении есть сотрудники, образование которых не соответствует профстандарту по занимаемой ими должности и они согласны пройти обучение, то это обучение должно быть закончено к 2020 году. Профессиональные стандарты не предусматривают возможности по рекомендации аттестационной комиссии занимать должность, если у работника нет необходимого стажа или уровня образования. Сегодня самое большое число работников, не соответствующих занимаемой должности по уровню образования, трудится в Буденновском,

Изобильненском, Ипатовском, Кировском, Нефтекумском, Степновском, Туркменском районах, г. Минеральные Воды.

Как рассказала директор Центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников культуры Наталья Кошманова, в 2017 году в центре была впервые проведена переподготовка группы педагогов-художников детских школ искусств, не имеющих педагогического образования (31 человек). Все слушатели освоили в полном объеме образовательные программы, сдали итоговую аттестацию и получили дипломы о переподготовке. В планах работы центра в 2018/2019 году отказаться от проведения выездных семинаров, уделить максимум внимания специалистам, нуждающимся в переподготовке. Обучение по данной форме центр может организовать и для специалистов библиотек, культурно-досуговых учреждений, преподавателей ДШИ. В эту работу могли бы активно включиться и средние профессиональные образовательные учреждения отрасли, получив лицензию на осуществление дополнительного профессионального образования. Все необходимое (кадры, материально-техническая база, учебные площади и т.д.) для получения такой лицензии у них есть.

Директор краевой универсальной научной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова Зинаида Долина познакомила собравшихся с некоторыми итогами введения в практику модельного стандарта деятельности общедоступных библиотек, утвержденного Министерством культуры Российской Федерации в октябре 2014 года и рекомендованного органам государственной власти субъектов РФ и органам муниципальной власти. Стандарт предполагает дальнейшее развитие библиотек как культурно-просветительских центров – коммуникационных площадок интеллектуального развития и культурного досуга населения страны, активных информационных агентов, равноправных действующих лиц в сетевом, виртуальном пространстве и как хранителей культурного наследия. З. Долина, в частности, подчеркнула, что все более привлекательной для населения края становится культурно-просветительская деятельность библиотек, направленная в первую очередь на детскую и молодежную аудиторию. Жителям Ставрополья библиотеки предлагают как традиционные формы работы (творческие встречи с писателями, выставочные проекты, презентации книг), так и инновационные (библиоэкскурсии, историко-краеведческие экспедиции и квесты, сетевые акции и конкурсы на интернет-площадках), позволяющие осуществлять обслуживание на современном уровне.

Включившись в дискуссию, председатель профильного комитета Думы СК Валентина Муравьёва с удовлетворением отметила, что многое сегодня в культуре меняется к лучшему. И ставропольские парламентарии тоже по мере возможности стараются внести в это свой вклад, работая над бюджетом края. Очень плодотворным был проведенный в комитете круглый стол по проблемам сохранения культурного наследия, позволивший депутатам глубже вникнуть в наиболее проблемные стороны работы отрасли. Что касается затронутых на коллегии вопросов кадрового обеспечения, здесь, по мнению В. Муравьёвой, еще очень много неиспользованных резервов: и в решении проблемы целевого направления выпускников вузов и ссузов на работу в учреждения культуры, и в повышении профессионального уровня действующих специалистов, и в развитии сотрудничества учреждений культуры с органами муниципальной власти. Давайте вместе ставить насущные вопросы, предложила В. Муравьёва, соберем в Думе круглый стол по проблемам культуры в преддверии подготовки бюджета на будущий год, подумаем сообща над задачами подготовки кадров. При этом всем нам нужно четко представлять потребности края и в ближайшей, и в отдаленной перспективе. Наше общество много лет выживало, а теперь давайте наконец жить! А депутаты готовы вам помогать.

По итогам обсуждения коллегией приняты детальные решения по всем рассмотренным вопросам.