В одном из своих выступлений Президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что Министерству финансов принадлежит ключевая роль в формировании, принятии и реализации бюджета страны. Финансовой системе России исполняется 215 лет. Это еще одно подтверждение востребованности профессии и финансовых механизмов, которые с течением времени меняются, совершенствуются, подстраиваются под реалии.

Министерство финансов Ставропольского края – важная часть общей системы. Опыт, накопленный ее специалистами, востребован в других регионах и на федеральном уровне. Об истории и сегодняшних реалиях – интервью заместителя председателя правительства – министра финансов СК Ларисы Калинченко.

– Начало будущей финансовой системы России положено 8 сентября 1802 года, когда император Александр подписал Манифест «Об учреждении министерств», в котором подчеркивалась особая значимость именно Министерства финансов. Мне кажется, и история, и современность подтверждают этот важный вывод.

– 215 лет – серьезная дата. И безусловно, за это время и в стране, и в профессии случилось много событий. Из истории невозможно выбросить ни богатейший опыт дореволюционного периода, ни практику развития после 1917 года. Это наше общее достояние со всеми его противоречиями, состоявшимися и нереализованными начинаниями.

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года поставила страну перед необходимостью формировать новые подходы к управлению финансовой деятельностью сообразно новым политическим целям и задачам. Потребовалось несколько лет, для того чтобы перейти к замене хаотичного сбора и расходования средств более организованной системой.

Большим испытанием, как и для всей страны, стала в 1941 – 1945 годах Великая Отечественная война. Финансисты приняли все меры, для того чтобы фронт и тыл бесперебойно обеспечивались денежными и материальными ресурсами.

В середине 60-х годов прошлого века страна столкнулась с необходимостью проведения экономических реформ, чтобы сочетать дальнейшее совершенствование, а порой и усиление централизованного планирования и управления хозяйством с одновременным повышением самостоятельности предприятий и инициативы трудящихся.

В непростых условиях пришлось работать финансистам в девяностых: развал СССР, финансово-экономический коллапс, гиперинфляция, правовой вакуум и т. д. Но и тогда наша финансовая система не просто выживала, но и решала проблемы с прицелом на будущее.

Сегодня Минфин непосредственно участвует в проведении структурных реформ, играет ключевую роль, обеспечивая безопасные и предсказуемые условия, в которых развиваются экономика страны, банковская система, торговля.

– Несмотря на то что власть постепенно стремилась к единообразию и выстроила вертикаль во всех сферах, в том числе и финансовой, у регионов были и будут свои особенности. Обо всех изменениях, Лариса Анатольевна, вы знаете не понаслышке, учитывая ваш богатейший опыт работы в финансовой системе края, в том числе во главе регионального минфина и финансового блока правительства СК.

– Очень важно идти в ногу со всей страной и при этом помнить о своей специфике. Неслучайно ведь федеральная власть все больше вопросов передает на региональный уровень, в том числе в нашей сфере. Задается общий формат работы и взаимоотношений с центром. Плюс именно субъекту доверены основные полномочия по строительству внутренних межбюджетных отношений. Ситуация и обстоятельства меняются, в соответствии с ними идет перестройка и финансовой системы. Однако это уже не революционные перемены, каких было немало после ухода со сцены СССР, но уточняющие, эволюционные. Ни одна структурная реформа в стране не проходит без финансовой поддержки. Требования к финансистам в связи с этим самые что ни на есть серьезные, если не сказать больше, жесткие. Не отреагирует своевременно и эффективно финансовая система – ни одно дело не пойдет.

– Вам, Лариса Анатольевна, так сказать, по должности положено быть экономной хозяйкой. Да плюс проследить за тем, чтобы этого режима эффективной траты средств придерживались все бюджетополучатели. Задача сложная, особенно учитывая, что регион, как и вся страна, пережил затяжной экономический кризис. Ваша оценка, мы уже выбрались из его тисков?

– Ситуация меняется к лучшему. И прежде всего за счет системности в работе как исполнительной, так и законодательной власти края. Можно судить об этом по цифрам. На 1 сентября доходы краевой казны составили 61,4 млрд рублей, что на десять процентов превышает плановый показатель. Опережающий рост доходов регионального бюджета обеспечен прежде всего за счет увеличения поступлений от налога на прибыль и акцизных сборов. Расходы за январь – август составили 55,4 млрд рублей. Это значит, что на неотложные нужды, в первую очередь в социальной сфере, Ставрополье может потратить денег больше, чем рассчитывали в конце прошлого года, когда верстался главный финансовый документ края. Важная особенность бюджета – программный формат. То есть мы не кидаемся в пожарном порядке спасать ситуацию на том или ином участке ответственности, а планируем расходы и доходы, исходя из конкретной экономической стратегии.

Кроме того, и в области налоговой политики краевыми органами власти и налоговой службой наработаны четкие схемы увеличения доходной части консолидированного бюджета Ставрополья. В частности, многолетний опыт востребован при совершенствовании методики контроля, позволяющей сокращать теневой сектор, выводить субъекты среднего и малого бизнеса из неформальной экономической деятельности. Эта работа дает ощутимые результаты. На краевом уровне и в каждом муниципальном образовании созданы межведомственные комиссии, на заседания которых приглашаются представители убыточных предприятий и тех, кто платит заработную плату на уровне ниже среднеотраслевой. Как правило, большинство вызванных на ковер корректирует свои действия.

Ведется активная работа по снижению краевого госдолга. Федеральный центр поставил четкие требования, при условии выполнения которых регион получает больше бюджетных кредитов, процентная ставка по которым копеечная. Таким образом в структуре госдолга постепенно уменьшается доля кредитов коммерческих.

По инициативе правительства края пересмотрен целый ряд положений краевого законодательства. Благодаря новациям в виде серьезных преференций для бизнеса удалось увеличить объем инвестиций в экономику края. Как уже показал опыт, предпринимателей удовлетворяет предлагаемый спектр льгот, в том числе по налогам на прибыль, имущество, земельному налогу. Прежде всего бонусная программа адресована новому бизнесу, делающему первые шаги. А это расширение реального сектора экономики, дополнительные рабочие места, в конечном итоге увеличение налогового потока в казну. Вместе с тем неэффективные налоговые льготы бизнесу отменяются.

– Бюджетная политика края теперь призвана решать два уровня задач – тактические и стратегические, то есть на трехлетнюю перспективу. Что это дает экономике края?

– Такой подход очень продуктивен. Несмотря на кризисные явления в экономике, мы от него не отказались. Бюджет на трехлетку, в данном случае на 2017 – 2019 годы, отчетливо рисует перспективу развития краевой экономики. Проще говоря, бизнесу известно, что краевое правительство намерено построить или приобрести. Такая финансовая политика упрощает работу с госзаказом. Это особенно актуально для нового строительства. Ведь не секрет, что некоторые стройки за счет бюджетных средств растягиваются на неопределенное время. А уложиться в три года на любом самом сложном объекте реально.

Кроме того, трехлетний бюджет – хорошее подспорье для муниципальных бюджетов. У них будет ясное представление о том, как правильнее и эффективнее тратить собственные средства и трансферты из вышестоящих бюджетов.

– В связи со сказанным о местных проблемах такой вопрос: как, с точки зрения финансиста, вы относитесь к реорганизации районов в городские округа? Уже восемь территорий пошли по этому пути.

– Безусловно, усиливается финансовая мощь территорий. Консолидированный бюджет, который останется в распоряжении округа, – не просто сумма бюджетов поселений. В его составе дотации, субвенции на осуществление госполномочий, субсидии, полученные на условиях софинансирования участия в целевых государственных программах. Кроме того, прямая связь с региональным и федеральным бюджетом дает возможность вести собственную фискальную политику. У администраций округа будет сильнее заинтересованность помочь налоговикам в администрировании и сборе налогов.

– Учиться, судя по тому, как стремительно меняются условия, приходится постоянно. Если на местах у работников финуправлений возникают вопросы, как строить свою работу, то на помощь приходят работники министерства. Минфин – традиционно главный арбитр и главный учитель для региональной финансовой элиты. А это значит, что ваш штат должен быть безупречен. Справляетесь с поставленными задачами?

– Справляемся в первую очередь благодаря тому, что специалисты не боятся перемен, успешно осваивают новые финансовые продукты и технологии. Основы такого подхода заложены нашими ветеранами, которым мы бесконечно благодарны за их труд, за их неустанный поиск. Нынешняя команда – продолжатель заложенных традиций. Не назовешь случайным тот факт, что Ставропольский край включен в группу лидеров по качеству управления региональными финансами. И эта работа продолжается. В частности, сегодня коллектив успешно реализует проект по созданию межведомственных централизованных бухгалтерий, что является одним из важных направлений оптимизации расходов консолидированного бюджета края. Для муниципальных образований это еще и возможность повысить качество учета и отчетности, оперативность доведения средств до получателей. За два предыдущих года такие бухгалтерии созданы в 20 районах и городских округах.

В минфине края работают специалисты высокого уровня. Неоднократно удостаивались наград отраслевого и краевого значения начальники отделов планирования и анализа бюджета – Ирина Баласанян, межбюджетных отношений – Ольга Воробьева, доходов и реализации налоговой политики – Ирина Есауленко, управления расходами в отраслях экономики – Игорь Романец, бюджетных инвестиций – Яна Раожина, управления расходами органов государственного и муниципального уровня – Ирина Выродова, госдолга и бюджетных кредитов – Марина Филипович, управления расходами в социальной сфере – Наталья Новосельцева и другие. Успешно функционирует учебный центр министерства, развивающий в том числе практики инициативного бюджетирования и финансовую грамотность населения края. Его возглавляет Галина Васильева. Так уж получается, что основной костяк коллектива составляют женщины, которые прекрасно справляются со своими обязанностями.

В День финансиста, совпавшего с юбилеем финансовой системы в России, всех работающих в отрасли поздравляю с профессиональным праздником!